Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Три корзины (основные тексты) >> Корзина наставлений (Сутта Питака) >> Собрание связанных наставлений (Санъютта никая) >> 46. Коллекция о факторах постижения >> СН 46.51 Наставление о пище

Перевод Д.А. Ивахненко взят отсюда
<< Назад 46. Коллекция о факторах постижения Далее >>
Отображение колонок




СН 46.51 Наставление о пище Перевод Палийский оригинал

пали Д. Ивахненко, правки khantibalo - русский Комментарии
232.Sāvatthinidānaṃ. В Саваттхи.
"Pañcannañca, bhikkhave, nīvaraṇānaṃ sattannañca bojjhaṅgānaṃ āhārañca anāhārañca desessāmi; taṃ suṇātha. "Монахи, я обучу вас подпитыванию и лишению пищи пяти помех и семи факторов Постижения. Слушайте:
Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā kāmacchandassa uppādāya, uppannassa vā kāmacchandassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что же служит пищей для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания?
Atthi, bhikkhave, subhanimittaṃ. Есть, монахи, представление привлекательности.
Tattha ayonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā kāmacchandassa uppādāya, uppannassa vā kāmacchandassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания. Каким же образом развивается основательное внимание? При этом внимание направляется на те представления (нимитта), которые способствуют развитию распо...
Все комментарии (4)
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā byāpādassa uppādāya, uppannassa vā byāpādassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности?
Atthi, bhikkhave, paṭighanimittaṃ. Есть представление возмущения.
Tattha ayonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā byāpādassa uppādāya, uppannassa vā byāpādassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā thinamiddhassa uppādāya, uppannassa vā thinamiddhassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит пищей для возникновения ещё не возникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости?
Atthi, bhikkhave, arati tandi vijambhitā bhattasammado cetaso ca līnattaṃ. Есть скука, вялость, ленивое потягивание, сонливость после еды и медлительность ума.
Tattha ayonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā thinamiddhassa uppādāya, uppannassa vā thinamiddhassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā uddhaccakukkuccassa uppādāya, uppannassa vā uddhaccakukkuccassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит пищей для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства?
Atthi, bhikkhave, cetaso avūpasamo. Есть неспокойствие разума.
Tattha ayonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā uddhaccakukkuccassa uppādāya, uppannassa vā uddhaccakukkuccassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannāya vā vicikicchāya uppādāya, uppannāya vā vicikicchāya bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Atthi, bhikkhave, vicikicchāṭṭhānīyā dhammā. Есть способы поведения, которые выступают в качестве основы неуверенности.
Tattha ayonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannāya vā vicikicchāya uppādāya, uppannāya vā vicikicchāya bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā satisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā satisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? А что служит пищей для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения?
Atthi, bhikkhave, satisambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы памятования как фактора Постижения.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā satisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā satisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений?
Atthi, bhikkhave, kusalākusalā dhammā sāvajjānavajjā dhammā hīnapaṇītā dhammā kaṇhasukkasappaṭibhāgā dhammā. Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу. В МН118 это исследование направлено на памятование, которое действительно является умственным качеством: https://tipitaka.theravada.su/comments/sente...
Все комментарии (8)
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия?
Atthi, bhikkhave, ārambhadhātu nikkamadhātu parakkamadhātu. Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā pītisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā pītisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга?
Atthi, bhikkhave, pītisambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Постижения.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā pītisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā pītisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления?
Atthi, bhikkhave, kāyappassaddhi cittappassaddhi. Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности?
Atthi, bhikkhave, samathanimittaṃ abyagganimittaṃ. Есть представление спокойствия, представление нерассеянности.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности ума.
"Ko ca, bhikkhave, āhāro anuppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения?
Atthi, bhikkhave, upekkhāsambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamāhāro anuppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Часто уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā kāmacchandassa uppādāya, uppannassa vā kāmacchandassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания?
Atthi, bhikkhave, asubhanimittaṃ. Есть представление отсутствия привлекательности. Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, стар...
Все комментарии (3)
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā kāmacchandassa uppādāya, uppannassa vā kāmacchandassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā byāpādassa uppādāya, uppannassa vā byāpādassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности?
Atthi, bhikkhave, mettācetovimutti. Есть освобождение разума с помощью дружелюбия.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā byāpādassa uppādāya, uppannassa vā byāpādassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā thinamiddhassa uppādāya, uppannassa vā thinamiddhassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости?
Atthi, bhikkhave, ārambhadhātu nikkamadhātu parakkamadhātu. Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā thinamiddhassa uppādāya, uppannassa vā thinamiddhassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā uddhaccakukkuccassa uppādāya, uppannassa vā uddhaccakukkuccassa bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства?
Atthi, bhikkhave, cetaso vūpasamo. Есть спокойствие разума.
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā uddhaccakukkuccassa uppādāya, uppannassa vā uddhaccakukkuccassa bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannāya vā vicikicchāya uppādāya, uppannāya vā vicikicchāya bhiyyobhāvāya vepullāya? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности?
Atthi, bhikkhave, kusalākusalā dhammā sāvajjānavajjā dhammā hīnapaṇītā dhammā kaṇhasukkasappaṭibhāgā dhammā. Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу. Здесь тоже скорее всего виды поведения.
Все комментарии (1)
Tattha yonisomanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannāya vā vicikicchāya uppādāya, uppannāya vā vicikicchāya bhiyyobhāvāya vepullāya. Часто уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā satisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā satisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? А что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения?
Atthi, bhikkhave, satisambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для памятования как фактора Постижения.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā satisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā satisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Постижения.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений?
Atthi, bhikkhave, kusalākusalā dhammā sāvajjānavajjā dhammā hīnapaṇītā dhammā kaṇhasukkasappaṭibhāgā dhammā. Есть явления - благотворные и неблаготворные, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, тёмные и светлые, противоположные друг другу.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā dhammavicayasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего различения явлений как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения явлений.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия?
Atthi, bhikkhave, ārambhadhātu nikkamadhātu parakkamadhātu. Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā vīriyasambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā pītisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā pītisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга?
Atthi, bhikkhave, pītisambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Постижения.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā pītisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā pītisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления?
Atthi, bhikkhave, kāyappassaddhi cittappassaddhi. Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā passaddhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности ума?
Atthi, bhikkhave, samathanimittaṃ abyagganimittaṃ. Есть представление спокойствия, представление нерассеянности. При этом соответствующие области тела в первой джхане наполняются восторгом и счастьем. На этих двух примерах видны две ключевых области применения п...
Все комментарии (3)
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā samādhisambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей собранности ума как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшей собранности ума.
"Ko ca, bhikkhave, anāhāro anuppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā? И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения?
Atthi, bhikkhave, upekkhāsambojjhaṅgaṭṭhānīyā dhammā. Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для безмятежного наблюдения как фактора Постижения.
Tattha amanasikārabahulīkāro – ayamanāhāro anuppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa uppādāya, uppannassa vā upekkhāsambojjhaṅgassa bhāvanāya pāripūriyā"ti. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Постижения".
Paṭhamaṃ. Это первое [наставление в главе].
Метки: факторы постижения  основательное внимание  пять препятствий 
<< Назад 46. Коллекция о факторах постижения Далее >>