пали |
Atthi, bhikkhave, asubhanimittaṃ.
|
Бхиккху Бодхи |
There is, bhikkhus, the sign of foulness: |
Д. Ивахненко, правки khantibalo |
Есть представление отсутствия привлекательности. |
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:13
автором khantibalo
Комм. Д.И.: Далее в сутте говорится, что для того, чтобы перестать подпитывать чувственное желание, нужно обратить основательное внимание на представление отсутствия привлекательности (асубха-нимитта). Обратите внимание, что здесь имеется в виду не представление привлекательности со знаком минус, раздражения и возмущения (патигха-нимитта), уделение внимания которому вызывает недоброжелательность, а именно представление отсутствия привлекательности как таковое, остановка восприятия лишь на том, что непосредственно воспринимается, без излишних ассоциативных наслоений.
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:13
автором khantibalo
Яркий пример такой практики приводится в первой главе Висуддхимагги (§55). Старейшина Махатисса, живший в Четияпаббате, практиковал одну из разновидностей избирательного распознавания отсутствия привлекательности (асубха-сання), – избирательное распознавание костей тела. Утром он пошел за подаянием в Анурадхапуру. Навстречу ему из Анарудхапуры шла женщина, поссорившаяся со своим мужем и направлявшаяся к своим родственникам. Разодетая и разукрашенная, как небесная дева, женщина, увидев старейшину на дороге, из низких помыслов громко рассмеялась. Услышав это, старейшина поднял взгляд и заметил именно кости зубов, открывшихся в улыбке. Отправившись дальше по дороге, старейшина встретил мужа этой женщины. Муж спросил его, не видел ли он случайно женщины.
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:13
автором khantibalo
Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, старейшина Махатисса, управляя своим вниманием, настроился исключительно на избирательное распознавание костей, и не замечал других качеств. За счет этого он получил возможность прекратить ассоциативные наслоения, касающиеся привлекательности.