пали |
Atthi, bhikkhave, samathanimittaṃ abyagganimittaṃ.
|
Бхиккху Бодхи |
There are, bhikkhus, the sign of serenity, the sign of nondispersal |
Д. Ивахненко, правки khantibalo |
Есть представление спокойствия, представление нерассеянности. |
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:16
автором khantibalo
Комм. Д.И.: Далее в данной сутте для развития фактора сосредоточения рекомендуется представление спокойствия (саматха-нимитта) и представление собранности (абьягга-нимитта).
Смысл представления спокойствия объясняется в Мохавиччхедани (Mya: .161):
Представление спокойствия – это представление для повторного вызова спокойствия после улавливания внешнего вида (āкāра) спокойствия.
Таким образом, уловив однажды характерные признаки спокойствия, практикующий может, настроившись на это представление, вновь достичь спокойствия. Например, уловив представление достижения медитативного погружения (джхана), практикующий может вновь его достичь, настроившись на этот образ.
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:16
автором khantibalo
В Поттхапада сутте ( ДН 9 )описывается, как при медитативном погружении одни виды избирательного распознавания сменяются другими, – например, при вхождении в первую джхану распознавание чувственных удовольствий сменяется распознаванием восторга и счастья. За счет прекращения мыслительных ассоциативных наслоений на воспринимаемую опору сосредоточения высвобождаются ассоциируемые с данной опорой восторг и счастье. Расширяя представление опоры сосредоточения, например, одного из четырех основных цветов (бирюзовый, лиловый, желтый, белый) или четырех первоэлементов (твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояние), практикующий расширяет в пространстве и соответствующее избирательное распознавание. Например, как описывается в Вимуттимагге (стр. 159), расширяя представление сосредоточения на дыхании в область кончика носа, межбровья, лба, практикующий ощущает себя так, как будто его голова наполнена воздухом.
Комментарий оставлен 30.01.2016 22:17
автором khantibalo
При этом соответствующие области тела в первой джхане наполняются восторгом и счастьем.
На этих двух примерах видны две ключевых области применения представлений, – во-первых, для управления избирательным распознаванием и прекращения илюзорных наслоений, и во-вторых, для повторного вхождения в достигнутые медитативные погружения, и их углубление. В целом направленность внимания на те или иные представления играет определяющую роль в развитии как неумелых, так и умелых способов поведения.