пали | khantibalo - русский
|
Комментарии |
15.Pañcame sammādiṭṭhi sammādiṭṭhīti yaṃ paṇḍitā devamanussā tesu tesu ṭhānesu sammādassanaṃ vadanti, sabbampi taṃ dvīhi padehi saṅkhipitvā pucchati.
|
В пятой "Истинный взгляд, истинный взгляд": когда мудрые божества и люди в тех или иных местах говорят об истинном видении, все они задают вопрос, сведя его к этим двум словам.
|
|
Dvayanissitoti dve koṭṭhāse nissito.
|
|
|
Yebhuyyenāti iminā ṭhapetvā ariyapuggale sesamahājanaṃ dasseti.
|
"по большей части": этим он, исключив благородных личностей, показывает остальную большую толпу людей.
|
|
Atthitanti sassataṃ.
|
"существование": вечное существование.
|
|
Natthitanti ucchedaṃ.
|
"несуществование": [полное] уничтожение.
|
|
Lokasamudayanti loko nāma saṅkhāraloko, tassa nibbatti.
|
"возникновение мира": миром называется мир конструированного, его появление.
|
|
Sammappaññāya passatoti sammāpaññā nāma savipassanā maggapaññā, tāya passantassāti attho.
|
"с помощью истинной мудрости видит": истинной мудростью называется мудрость пути с прозрением, смысл в том, что видит с помощью этой мудрости.
|
|
Yā loke natthitāti saṅkhāraloke nibbattesu dhammesu paññāyantesveva yā natthīti ucchedadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti attho.
|
"несуществования": "явлений, даже явно появившихся в мире конструированных явлений, не существует" - так возникает взгляд об уничтожении, смысл в том, что его нет [у истинно видящего].
|
|
Lokanirodhanti saṅkhārānaṃ bhaṅgaṃ.
|
"прекращение мира": разрушение конструированного.
|
|
Yāloke atthitāti saṅkhāraloke bhijjamānesu dhammesu paññāyantesveva yā atthīti sassatadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti attho.
|
"существования": "явления, даже явно разрушившиеся в мире конструированных явлений, существуют" - так возникает взгляд о вечности, что его нет [у истинно видящего].
|
|
Apica lokasamudayanti anulomapaccayākāraṃ.
|
И также "возникновение мира" по схеме согласно действию условий.
|
|
Lokanirodhanti paṭilomapaccayākāraṃ.
|
"прекращение мира" по схеме обратной действию условий.
|
|
Lokanissaye passantassāpi hi paccayānaṃ anucchedena paccayuppannassa anucchedaṃ passato yā natthīti ucchedadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hoti.
|
|
|
Paccayanirodhaṃ passantassāpi paccayanirodhena paccayuppannanirodhaṃ passato yā atthīti sassatadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti ayampettha attho.
|
|
|
Upayupādānābhinivesavinibandhoti upayehi ca upādānehi ca abhinivesehi ca vinibandho.
|
|
|
Tattha upayāti dve upayā taṇhupayo ca diṭṭhupayo ca.
|
Здесь "вовлечение" - вовлечение [от] жажды и вовлечение [от] взглядов.
|
|
Upādānādīsupi eseva nayo.
|
Присвоение и прочие - по тому же принципу.
|
|
Taṇhādiṭṭhiyo hi yasmā ahaṃ mamantiādīhi ākārehi tebhūmakadhamme upenti upagacchanti, tasmā upayāti vuccanti.
|
Ведь поскольку через "я, моё" и другие способы жажда и взгляды приближаются и подходят к явлениям трёх состояний бытия, поэтому они называются вовлечением.
|
|
Yasmā pana te dhamme upādiyanti ceva abhinivisanti ca, tasmā upādānāti ca abhinivesāti ca vuccanti.
|
И поскольку они те явления присваивают и образуют предубеждения, поэтому они зовутся присвоением и предубеждением.
|
|
Tāhi cāyaṃ loko vinibandho.
|
Из-за них этот мир является скованностью.
|
|
Tenāha "upayupādānābhinivesavinibandho"ti.
|
|
|
Tañcāyanti tañca upayupādānaṃ ayaṃ ariyasāvako.
|
|
|
Cetaso adhiṭṭhānanti cittassa patiṭṭhānabhūtaṃ.
|
|
|
Abhinivesānusayanti abhinivesabhūtañca anusayabhūtañca.
|
|
|
Taṇhādiṭṭhīsu hi akusalacittaṃ patiṭṭhāti, tā ca tasmiṃ abhinivisanti ceva anusenti ca, tasmā tadubhayaṃ cetaso adhiṭṭhānaṃ abhinivesānusayanti ca āha.
|
Ведь неблаготворные умственные состояния опираются на жажду и взгляды, и они образуют к ним предубеждения и предрасположенности, поэтому сказано, что к обоим есть умственное предубеждение и предрасположенность.
|
|
Na upetīti na upagacchati.
|
|
|
Na upādiyatīti na gaṇhāti.
|
|
|
Nādhiṭṭhātīti na adhiṭṭhāti, kinti?
|
|
|
Attā meti.
|
|
|
Dukkhamevāti pañcupādānakkhandhamattameva.
|
"лишь страдание": лишь в части пяти присваиваемых совокупностей.
|
|
Na kaṅkhatīti "dukkhameva uppajjati, dukkhaṃ nirujjhati, na añño ettha satto nāma atthī"ti kaṅkhaṃ na karoti.
|
"нет сомнения": он не питает сомнений в том, что лишь страдание возникает, страдание прекращается, здесь нет другого существа.
|
|
Na vicikicchatīti na vicikicchaṃ uppādeti.
|
|
|
Aparappaccayāti na parappaccayena, aññassa apattiyāyetvā attapaccakkhañāṇamevassa ettha hotīti.
|
"не зависит от других": не имеет другого в качестве условия, есть лишь знание благодаря личному видению без необходимости полагаться на других.
|
|
Ettāvatākho, kaccāna, sammādiṭṭhi hotīti evaṃ sattasaññāya pahīnattā ettakena sammādassanaṃ nāma hotīti missakasammādiṭṭhiṃ āha.
|
"Вот таким образом, Каччана, взгляд является истинным": вот так с устранением распознавания существа в этой мере есть истинное видение" - так он сказал о смешанном истинном взгляде.
|
|
Ayameko antoti esa eko nikūṭanto lāmakanto paṭhamakaṃ sassataṃ.
|
|
|
Ayaṃ dutiyoti esa dutiyo sabbaṃ natthīti uppajjanakadiṭṭhisaṅkhāto nikūṭanto lāmakanto dutiyako ucchedoti attho.
|
|
|
Sesamettha uttānamevāti.
|
|
|
Pañcamaṃ.
|
|
|