Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Комментарии >> Комментарии к корзине наставлений >> Saṃyuttanikāya (aṭṭhakathā) >> Nidānavagga-aṭṭhakathā (12-21) >> 1. Nidānasaṃyuttaṃ >> 2. Āhāravaggo >> СН 12.15 комментарий
2. Āhāravaggo Далее >>

Связанные тексты
Отображение колонок



СН 12.15 комментарий Палийский оригинал

пали khantibalo - русский Комментарии
15.Pañcame sammādiṭṭhi sammādiṭṭhīti yaṃ paṇḍitā devamanussā tesu tesu ṭhānesu sammādassanaṃ vadanti, sabbampi taṃ dvīhi padehi saṅkhipitvā pucchati. В пятой "Истинный взгляд, истинный взгляд": когда мудрые божества и люди в тех или иных местах говорят об истинном видении, все они задают вопрос, сведя его к этим двум словам.
Dvayanissitoti dve koṭṭhāse nissito.
Yebhuyyenāti iminā ṭhapetvā ariyapuggale sesamahājanaṃ dasseti. "по большей части": этим он, исключив благородных личностей, показывает остальную большую толпу людей.
Atthitanti sassataṃ. "существование": вечное существование.
Natthitanti ucchedaṃ. "несуществование": [полное] уничтожение.
Lokasamudayanti loko nāma saṅkhāraloko, tassa nibbatti. "возникновение мира": миром называется мир конструированного, его появление.
Sammappaññāya passatoti sammāpaññā nāma savipassanā maggapaññā, tāya passantassāti attho. "с помощью истинной мудрости видит": истинной мудростью называется мудрость пути с прозрением, смысл в том, что видит с помощью этой мудрости.
Yā loke natthitāti saṅkhāraloke nibbattesu dhammesu paññāyantesveva yā natthīti ucchedadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti attho. "несуществования": "явлений, даже явно появившихся в мире конструированных явлений, не существует" - так возникает взгляд об уничтожении, смысл в том, что его нет [у истинно видящего].
Lokanirodhanti saṅkhārānaṃ bhaṅgaṃ. "прекращение мира": разрушение конструированного.
Yāloke atthitāti saṅkhāraloke bhijjamānesu dhammesu paññāyantesveva yā atthīti sassatadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti attho. "существования": "явления, даже явно разрушившиеся в мире конструированных явлений, существуют" - так возникает взгляд о вечности, что его нет [у истинно видящего].
Apica lokasamudayanti anulomapaccayākāraṃ. И также "возникновение мира" по схеме согласно действию условий.
Lokanirodhanti paṭilomapaccayākāraṃ. "прекращение мира" по схеме обратной действию условий.
Lokanissaye passantassāpi hi paccayānaṃ anucchedena paccayuppannassa anucchedaṃ passato yā natthīti ucchedadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hoti.
Paccayanirodhaṃ passantassāpi paccayanirodhena paccayuppannanirodhaṃ passato yā atthīti sassatadiṭṭhi uppajjeyya, sā na hotīti ayampettha attho.
Upayupādānābhinivesavinibandhoti upayehi ca upādānehi ca abhinivesehi ca vinibandho.
Tattha upayāti dve upayā taṇhupayo ca diṭṭhupayo ca. Здесь "вовлечение" - вовлечение [от] жажды и вовлечение [от] взглядов.
Upādānādīsupi eseva nayo. Присвоение и прочие - по тому же принципу.
Taṇhādiṭṭhiyo hi yasmā ahaṃ mamantiādīhi ākārehi tebhūmakadhamme upenti upagacchanti, tasmā upayāti vuccanti. Ведь поскольку через "я, моё" и другие способы жажда и взгляды приближаются и подходят к явлениям трёх состояний бытия, поэтому они называются вовлечением.
Yasmā pana te dhamme upādiyanti ceva abhinivisanti ca, tasmā upādānāti ca abhinivesāti ca vuccanti. И поскольку они те явления присваивают и образуют предубеждения, поэтому они зовутся присвоением и предубеждением.
Tāhi cāyaṃ loko vinibandho. Из-за них этот мир является скованностью.
Tenāha "upayupādānābhinivesavinibandho"ti.
Tañcāyanti tañca upayupādānaṃ ayaṃ ariyasāvako.
Cetaso adhiṭṭhānanti cittassa patiṭṭhānabhūtaṃ.
Abhinivesānusayanti abhinivesabhūtañca anusayabhūtañca.
Taṇhādiṭṭhīsu hi akusalacittaṃ patiṭṭhāti, tā ca tasmiṃ abhinivisanti ceva anusenti ca, tasmā tadubhayaṃ cetaso adhiṭṭhānaṃ abhinivesānusayanti ca āha. Ведь неблаготворные умственные состояния опираются на жажду и взгляды, и они образуют к ним предубеждения и предрасположенности, поэтому сказано, что к обоим есть умственное предубеждение и предрасположенность.
Na upetīti na upagacchati.
Na upādiyatīti na gaṇhāti.
Nādhiṭṭhātīti na adhiṭṭhāti, kinti?
Attā meti.
Dukkhamevāti pañcupādānakkhandhamattameva. "лишь страдание": лишь в части пяти присваиваемых совокупностей.
Na kaṅkhatīti "dukkhameva uppajjati, dukkhaṃ nirujjhati, na añño ettha satto nāma atthī"ti kaṅkhaṃ na karoti. "нет сомнения": он не питает сомнений в том, что лишь страдание возникает, страдание прекращается, здесь нет другого существа.
Na vicikicchatīti na vicikicchaṃ uppādeti.
Aparappaccayāti na parappaccayena, aññassa apattiyāyetvā attapaccakkhañāṇamevassa ettha hotīti. "не зависит от других": не имеет другого в качестве условия, есть лишь знание благодаря личному видению без необходимости полагаться на других.
Ettāvatākho, kaccāna, sammādiṭṭhi hotīti evaṃ sattasaññāya pahīnattā ettakena sammādassanaṃ nāma hotīti missakasammādiṭṭhiṃ āha. "Вот таким образом, Каччана, взгляд является истинным": вот так с устранением распознавания существа в этой мере есть истинное видение" - так он сказал о смешанном истинном взгляде.
Ayameko antoti esa eko nikūṭanto lāmakanto paṭhamakaṃ sassataṃ.
Ayaṃ dutiyoti esa dutiyo sabbaṃ natthīti uppajjanakadiṭṭhisaṅkhāto nikūṭanto lāmakanto dutiyako ucchedoti attho.
Sesamettha uttānamevāti.
Pañcamaṃ.
2. Āhāravaggo Далее >>