Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Три корзины (основные тексты) >> Корзина наставлений (Сутта Питака) >> Собрание наставлений по количеству факторов (Ангуттара Никая) >> 10. Книга десяток >> АН 10.176 Наставление Чунде
Автор перевода: khantibalo

АН 10.176 Наставление Чунде Таблица Палийский оригинал

176. Так я слышал. Однажды Благословенный находился близ Павы в манговой роще Чунды - сына мастера по металлам. И тогда Чунда - сын мастера по металлам пришёл к Благословенному, по прибытии выразил почтение Благословенному и сел в одной стороне от него. К сидящему в одной стороне от него Чунде - сыну мастера по металлам Благословенный обратился с такими словами: "Чунда, чьи ритуалы очищения ты одобряешь?". "Почтенный, брахманы западных земель, что носят сосуды с водой, надевают гирлянды из водных цветов, поклоняются огню, входят в воду [для очищения?]: они объясняют ритуалы очищения, которые я одобряю.

"И какого же рода ритуалы очищения объясняют эти брахманы западных земель, что носят сосуды с водой, надевают гирлянды из водных цветов, поклоняются огню, входят в воду?" "Здесь, о почтенный, брахманы западных земель, что носят сосуды с водой, надевают гирлянды из водных цветов, поклоняются огню, входят в воду учат своих учеников заниматься следующей практикой: "Иди, любезный. Встань в положенное время с постели и прикоснись к земле. Если не прикоснулся к земле, прикоснись к сырому коровьему навозу. А не прикоснёшься к сырому коровьему навозу, прикоснись к зелёной траве. Не прикоснёшься к зелёной траве - поклоняйся огню. Не поклонишься огню - поклоняйся Солнцу с руками сложенными у груди. Не поклонишься солнцу с руками сложенными у груди - войди в воду три раза когда наступит ночь. Так, о почтенный, брахманы западных земель, что носят сосуды с водой, надевают гирлянды из водных цветов, поклоняются огню, входят в воду, объясняют ритуалы очищения, которые я одобряю.

"Чунда, ритуалы очищения, объясняемые брахманами западных земель, что носят сосуды с водой, надевают гирлянды из водных цветов, поклоняются огню, входят в воду, - это одно, а очищение в дисциплине благородных - это другое." "Почтенный, но каково же очищение в дисциплине благородных?" Будет хорошо, если почтенный Благословенный преподаст мне учение о том, что в дисциплине благородных является очищением."

"Тогда, о Чунда, слушай и тщательно внимай, я буду говорить" "Да будет так, почтенный" ответил Чунда, сын мастера по металлам. Благословенный сказал:

"Есть три способа, которыми человек становится нечист путём действий тела, четыре способа, которыми человек становится нечист путём действий речи, три способа, которыми человек становится нечист путём действий рассудка.

"Что же это за три способа, которыми человек становится нечист путём действий тела? Здесь, о Чунда, некто убивает живых существ - охотник, по локоть в крови, предаётся убийству и уничтожению, не имеет сострадания к живым существам.

Он берёт неданное ему. В лесу или деревне он воровским способом присваивает себе то, что принадлежит другим и не было дано ему.

Он предаётся дурному сексуальному поведению. Он вступает в сексуальные отношения с теми, кого охраняет отец, охраняет мать, [охраняет отец и мать], охраняет брат, охраняет сестра, охраняет родственник, охраняет Дхамма, с замужними женщинами, с отбывающими наказание, даже с теми, на кого другой мужчина возложил венок из цветов [в знак помолвки]. "Таковы три способа, которыми человек становится нечист путём действий тела.

"Каковы четыре способа, которыми человек становится нечист путём действий речи? Здесь, о Чунда, некто является лжецом. Когда его вызвали на городское собрание, на собрание группы, на собрание родственников, на собрание его гильдии или ко двору правителя [на заседание суда] и допрашивают как свидетеля: "любезный, подойди и скажи что знаешь", он не зная говорит "я знаю", зная говорит "я не знаю", если не видел говорит "я видел", если видел говорит "я не видел". Так он умышленно произносит ложь ради себя, ради другого, ради определённого вознаграждения.

Он произносит ссорящие слова. Услышанное здесь он рассказывает там, чтобы поссорить тамошних со здешними. Услышанное там он рассказывает здесь, чтобы поссорить здешних с тамошними. Так ссоря бывших в согласии и сея распри между находящимися в раздоре, он любит разногласия, наслаждается разногласиями, радуется разногласиям, произносит слова, создающие разногласия.

Он произносит грубые слова. Он произносит грубые, резкие, горькие, оскорбительные слова, провоцирующие злость и разрушающие умственную собранность.

Он предаётся пустой болтовне. Он говорит не к месту, говорит о том чего не было, что не относится к цели (или к благому), не относится к Дхамме и Винае, произносит слова, не заслуживающие сохранения как ценность. Таковы, о Чунда, четыре способа, которыми человек становится нечист путём действий речи.

И каковы же три способа, которыми человек становится нечист путём действий рассудка? Здесь, Чунда, некий человек является корыстным. Он желает чужое имущество с мыслью: "Вот если бы это принадлежащее другим было моим!".

Он таит недоброжелательность, в его уме порочные намерения: "Пусть эти существа будут убиты, разрублены надвое, сокрушены или уничтожены, пусть они не существуют!".

Он придерживается ненадлежащих взглядов, видит всё в искажённом свете: "Нет ничего что подаётся, что подносится, что жертвуется, не существует плода благих и дурных поступков, нет этого мира, нет мира после смерти, нет матери, нет отца, нет самопроизвольно рождающихся существ, нет в мире отшельников и брахманов, которые благодаря правильной жизни и практике провозглашают этот мир и мир после смерти, познав его с помощью собственного знания." Таковы три способа, которыми человек становится нечист путём действий рассудка.

Таковы, о Чунда, десять путей неблаготворных поступков. Когда, о Чунда, человек наделён этими десятью путями неблаготворных поступков, он нечист даже если встав в положенное время с постели он прикасается к земле. Если он не прикоснулся к земле, он всё равно нечист.

Если он прикасается к влажному коровьему навозу, он всё равно нечист. Если он не прикоснулся к влажному коровьему навозу, он всё равно нечист.

Он нечист если прикасается к зелёной траве и нечист, если не прикасается к ней.

Он нечист если поклоняется огню и нечист, если не поклоняется огню.

Он нечист если поклоняется Солнцу с руками, сложенными у груди, и нечист, если не поклоняется Солнцу с руками, сложенными у груди.

Он нечист если войдёт в воду три раза когда наступит ночь и нечист, если не войдёт в воду три раза когда наступит ночь. А по какой причине? Потому что, Чунда, эти десять путей неблаготворных поступков нечисты и приводят к нечистоте.

По причине того, что человек наделён этими десятью путями неблаготворных поступков объясняется ад, объясняется чрево животного, объясняется мир голодных духов - такой или любой другой дурной удел.

"Есть три способа, которыми человек становится чист путём действий тела, четыре способа, которыми человек становится чист путём действий речи, три способа, которыми человек становится чист путём действий рассудка.

Что же это за три способа, которыми человек становится чист путём действий тела? Здесь, Чунда, некто прекратил уничтожать живое, воздерживается от уничтожения живого. Он сложил посох, сложил оружие, живёт как добросовестный, выказывающий доброту, сопереживающий во благо всех живых существ человек.

Прекратив брать то, что не дано, он воздерживается от взятия того, что не дано. В лесу или деревне он не присваивает себе воровским способом то, что принадлежит другим и не было дано ему.

Отказавшись от дурного сексуального поведения он воздерживается от дурного сексуального поведения. Он не вступает в сексуальные отношения с теми, кого охраняет отец, охраняет мать, [охраняет отец и мать], охраняет брат, охраняет сестра, охраняет родственник, охраняет Дхамма, с замужними женщинами, с отбывающими наказание, даже с теми, на кого другой мужчина возложил венок из цветов [в знак помолвки]. Таковы, о Чунда, три способа, которыми человек становится чист путём действий тела.

Каковы же, Чунда, четыре способа, которыми человек становится чист путём действий речи? Здесь, Чунда, некто оказавшись от ложной речи, воздерживается от ложной речи. Когда его вызвали на городское собрание, на собрание группы, на собрание родственников, на собрание его гильдии или ко двору правителя [на заседание суда] и допрашивают как свидетеля: "любезный, подойди и скажи что знаешь", он не зная говорит "я не знаю", зная говорит "я знаю", если не видел говорит "я не видел", если видел говорит "я видел". Так он умышленно не произносит ложь ради себя, ради другого, ради определённого вознаграждения.

Отказавшись от ссорящих слов он воздерживается от ссорящих слов. Услышанное здесь он не рассказывает там, чтобы поссорить тамошних со здешними. Услышанное там он не рассказывает здесь, чтобы поссорить здешних с тамошними. Так соединяя находящихся в раздоре и укрепляя согласие живущих в согласии он любит согласие, наслаждается согласием, радуется согласию, произносит слова, ведущие к согласию.

Отказавшись от грубой речи он воздерживается от грубой речи. Он произносит мягкие, приятные на слух слова, внушающие любовь, идущие к сердцу, вежливые, радующие и приятные для многих.

Отказавшись от пустой болтовни он воздерживается от пустой болтовни. Он говорит своевременно, говорит о том что есть в реальности, что относится к цели (или благу), о Дхамме, о Винае. Он произносит слова заслуживающие сохранения как ценность, уместные, обоснованные, соразмерные, относящиеся к цели (или к благу). Таковы четыре способа, которыми человек становится чист путём действий речи.

И каковы же три способа, которыми человек становится чист путём действий рассудка? Здесь, Чунда, некий человек не алчен. Он не желает чужое имущество с мыслью: "Вот если бы это принадлежащее другим было моим!".

Он не таит недоброжелательность, в его уме нет порочных намерений. [Он думает]: "Пусть эти существа пребывают без ненависти, без недоброжелательности, без несчастий, пусть они смогут с лёгкостью заботиться о себе."

Он придерживается совершенных взглядов и видит всё в неискажённом свете: "Есть что подаётся, что подносится, что жертвуется, существует плод благих и дурных поступков, есть этот мир, есть мир после смерти, есть мать, есть отец, есть самопроизвольно рождающиеся существа, есть в мире отшельники и брахманы, которые благодаря правильной жизни и практике провозглашают этот мир и мир после смерти, познав его с помощью собственного знания." Таковы три способа, которыми человек становится чист путём действий рассудка.

Таковы, о Чунда, десять путей благотворных поступков. Когда, о Чунда, человек наделён этими десятью путями благотворных поступков, он чист даже если встав в положенное время с постели он прикасается к земле. Если он не прикоснулся к земле, он всё равно чист.

Если он прикасается к влажному коровьему навозу, он всё равно чист. Если он не прикоснулся к влажному коровьему навозу, он всё равно чист.

Он чист если прикасается к зелёной траве и чист, если не прикасается к ней.

Он чист если поклоняется огню и чист, если не поклоняется огню.

Он чист если поклоняется Солнцу с руками, сложенными у груди, и чист, если не поклоняется Солнцу с руками, сложенными у груди.

Он чист если войдёт в воду три раза когда наступит ночь и чист, если не войдёт в воду три раза когда наступит ночь. А по какой причине? Потому что, Чунда, эти десять путей благотворных поступков чисты и приводят к чистоте.

По причине того, что человек наделён этими десятью путями благотворных поступков объясняются божества, объясняются люди - этот или любой другой благой удел.

Когда так было сказано, Чунда - сын мастера по металлам сказал Благословенному: "Превосходно, о почтенный Готама! Превосходно, о почтенный Готама! Как перевёрнутое ставят правильно, открывают скрытое, указывают путь заблудившемуся, вносят светильник во тьму, чтобы имеющие глаза могли видеть, так и почтенный Готама разъяснил истину многими способами. Я иду к Благословенному как к прибежищу, также к Дхамме и общине монахов. Пусть почтенный Благословенный запомнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище в нём отныне и до конца жизни. Это десятое.

Метки: нравственность