Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Три корзины (основные тексты) >> Корзина наставлений (Сутта Питака) >> Собрание длинных наставлений (Дигха Никая) >> ДН 15 Большое наставление об обусловленности >> Обусловленное возникновение >> Таблица   (Абзац)
пали Upādānañca hi, ānanda, nābhavissa sabbena sabbaṃ sabbathā sabbaṃ kassaci kimhici, seyyathidaṃ – kāmupādānaṃ vā diṭṭhupādānaṃ vā sīlabbatupādānaṃ vā attavādupādānaṃ vā, sabbaso upādāne asati upādānanirodhā api nu kho bhavo paññāyethā"ti?
khantibalo Если бы привязанности не было вообще, никоим образом, ни к чему нигде, а именно: привязанность к чувственным удовольствиям, привязанность к образам действия и обетам, привязанность к взглядам, привязанность к теориям о личности - при повсеместном отсутствии привязанности, при условии прекращения привязанности возможно ли будет обнаружить бывание?"
Thanissaro bhikkhu If there were no clinging at all, in any way, of anything anywhere — i. e. , clinging to sensuality, clinging to precepts and practices, clinging to views, or clinging to doctrines of the self — in the utter absence of clinging, from the cessation of clinging, would becoming be discerned? "
Бхиккху Бодхи If there were absolutely and utterly no clinging of any kind anywhere—that is, no clinging to sense pleasures, clinging to views, clinging to precepts and observances, or clinging to a doctrine of self—then, in the complete absence of clinging, with the cessation of clinging, would existence be discerned?”
Сыркин А.Я., 2020 Ведь если бы, Ананда, никоим образом, никогда, нигде, ни у кого не было бы никакого стремления, а именно: стремления возникающего из-за чувственности, стремления из-за [ложных] воззрений, стремления из-за [одного лишь соблюдения] нравственности и церемоний, стремления из-за [веры в] учение о [сохранении своего] „я“, — то при полном отсутствии стремления, с уничтожением стремления знали бы разве о рождении?»
Шохин В.К. Если бы, Ананда! ни у кого никаким образом не было никакого «схватывания» — «схватывания», возникающего вследствие чувственных желаний, определенных взглядов, надежд на хорошее поведение и обряды и [веру в существование] Атмана, —то при полном прекращении «схватывания» вследствие его отсутствия обнаружилось ли бы какое-нибудь становление?
Комментарий оставлен 14.02.2018 17:12 автором khantibalo
Комментаторское объяснение этой четвёрки даётся тут:
https://tipitaka.theravada.su/node/table/19284
kāmupādāna объясняется как желание чувственных удовольствий
diṭṭhupādāna объясняется как люди придерживаются низменных взглядов типа "ничего не даётся, ничего не жертвуется и т.п."
sīlabbatupādāna объясняется как люди придерживаются идеи, что образы действия и обеты быка, собаки и т.п. приносят очищение
attavādupādāna объясняется как люди придерживаются теорий о личности таких как: тело является мной, я нахожусь в теле и т.п.

вот если бы получить какое-то существительное от глагола "придерживаться", можно было бы им заменить привязанность. Удерживание?

Комментарий оставлен 14.02.2018 23:28 автором LXNDR
"приверженность" не подойдёт? можно попробовать "удержка"

как насчёт "одержимости"? корень тот же, хотя может лишить варианта перевода в других местах, где речь идёт об одержимости в привычном понимании

удержание/удерживание на мой взгляд громоздкие и расплывчатые

Комментарий оставлен 14.02.2018 23:39 автором LXNDR
жаль, пропала кнопка Удалить комментарий

ещё вариант "поддержка", на английском upadana иногда поясняют как "taking up", это не совсем поддержка, но где-то рядом

и родственное "одержимости" - "захваченность"

Комментарий оставлен 15.02.2018 11:26 автором khantibalo
Кнопку "удалить" вернул, поскольку вопрос сложный, дальше обсуждаем здесь:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=31.20