Что нового | Оглавление | Поиск | Закладки | Словарь | Вход | EN / RU |
СН 46.52 Наставление о методе изложения Таблица Палийский оригинал
233. И тогда, утром, группа монахов оделась и, взяв чаши и одеяния, они вошли в Саваттхи собирать подаяния. И мысль пришла к ним: "Слишком рано ходить по Саваттхи в поисках подаяний. Что если мы отправимся в парк, [где собираются] странники-приверженцы иных учений".
И тогда те монахи отправились в парк, [где собираются] странники-приверженцы иных учений. Они обменялись с теми странниками вежливыми приветствиями и, после обмена вежливыми приветствиями и любезностями, сели рядом. Тогда странники обратились к ним:
"Друзья, отшельник Готама обучает Дхамме своих учеников так: "Ну же, монахи, отбросьте пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивайте правильным образом семь факторов постижения". Мы тоже обучаем Дхамме наших учеников так: "Ну же, друзья, отбросьте пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, и развивайте правильным образом семь факторов постижения". Так что, друзья, в чём же разница, в чём же несоответствие, в чём же отличие между отшельником Готамой и нами в отношении одного учения Дхаммы и другого, в отношении одного способа наставления и другого?"[1]
И тогда те монахи ни возрадовались, ни отвергли утверждений тех странников. Ни возрадовавшись, ни отвергнув их, они поднялись со своих сидений и ушли, думая так: "Мы узнаем суть этого утверждения в присутствии самого Благословенного". И затем те монахи, собрав подаяния в Саваттхи, вернувшись с хождения за подаяниями, пообедав, отправились к Благословенному, поклонившись ему по приходу они сели в стороне. Сидя в стороне эти монахи обратились к Благословенному:
[Благословенный ответил]: "Монахи, когда странники-приверженцы других учений говорят так, то их следует спросить: "Друзья, есть ли такой метод изложения, с помощью которого пять препятствий становятся десятью, а семь факторов постижения становятся четырнадцатью?" Будучи спрошенными так, те странники не смогут ответить, и тогда их будет ожидать лишь недовольство. А по какой причине? Потому что это находится вне их сферы знаний. Я не вижу, монахи, никого в этом мире с его божествами, марами и брахмами, с этим поколением с его отшельниками и брахманами, царями и простыми людьми, кто мог бы удовлетворить ум ответом на эти вопросы, кроме Татхагаты или ученика Татхагаты или того, кто услышал об этом от них.
И каков, монахи, метод изложения, посредством которого пять препятствий становятся десятью? 1) Любое чувственное желание к внутреннему является препятствием. Любое чувственное желание к внешнему также является препятствием[2]. Так, то, о чём сказано кратко как о препятствии чувственного желания, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным. 2) Любая недоброжелательность к внутреннему является препятствием. Любая недоброжелательность к внешнему также является препятствием. Так, то, о чём сказано кратко как о препятствии недоброжелательности, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным. 3) Любая лень является препятствием. Любая сонливость также является препятствием. Так, то, о чём сказано кратко как о препятствии лени и сонливости, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным. 4) Любая неугомонность и беспокойство к внутреннему является препятствием. Любая неугомонность и беспокойство к внешнему также является препятствием. Так, то, о чём сказано кратко как о препятствии неугомонности и беспокойства, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным. 5) Любая неуверенность в отношении внутренних явлений является препятствием. Любая неуверенность в отношении внешних явлений также является препятствием. Так, то, о чём сказано кратко как о препятствии неуверенности, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
И каков, монахи, метод изложения, посредством которого семь факторов постижения становятся четырнадцатью? 1) Любое памятование по отношению к внутренним явлениям является памятованием как фактор постижения. Любое памятование по отношению к внешним явлениям также является памятованием как фактор постижения. Так, то, о чём сказано кратко как о памятовании как факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
2) Когда кто-либо с помощью мудрости различает внутренние явления, изучает их, исследует их, то это является различением явлений как фактор постижения. Когда кто-либо с помощью мудрости различает внешние явления, изучает их, исследует их, то это также является различением явлений как фактор постижения. Так, то, о чём сказано кратко как о различении явлений как факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
3) Любое телесное усердие является усердием как фактор постижения. Любое умственное усердие также является усердием как фактор постижения. Так, то, о чём сказано кратко как об усердии как факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
4) Любой восторг, сопровождаемый помыслом и оценкой является восторгом как фактор постижения. Любой восторг без помысла и оценки также является восторгом как фактор постижения[3]. Так, то, о чём сказано кратко как о восторге как факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
5) Любое телесное расслабление является расслаблением как фактор постижения. Любое расслабление ума также является расслаблением как фактор постижения[4]. Так, то, о чём сказано кратко как о расслаблении как факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
6) Любая собранность ума, сопровождаемая помыслом и оценкой является собранностью ума как фактор постижения. Любая собранность ума, без помысла и оценки является собранностью ума как фактор постижения. Так, то, о чём сказано кратко как о собранности как о факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным.
7) Любое безмятежное наблюдение в отношении внутренних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения. Любое безмятежное наблюдение в отношении внешних явлений является безмятежным наблюдением как фактор постижения. Так, то, о чём сказано кратко как о безмятежном наблюдении как о факторе постижения, становится, посредством этого метода изложения, двухчастным. Таков, монахи, метод изложения, посредством которого семь факторов постижения становятся четырнадцатью". Это второе.