Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Три корзины (основные тексты) >> Корзина наставлений (Сутта Питака) >> Собрание связанных наставлений (Санъютта никая) >> 22. Коллекция о совокупностях >> СН 22.59 Наставление о характеристике безличности
Автор перевода: khantibalo

СН 22.59 Наставление о характеристике безличности Таблица Палийский оригинал

59. Так я слышал. Однажды Благословенный находился в Баранаси, в роще Исипатана. И там Благословенный обратился к группе пятерых монахов: {"Монахи!" "Почтеннейший" ответили монахи. Благословенный говорил так:}

"Монахи, тело не является мной. Если бы тело являлось мной, то это тело не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то". Но именно из-за того, что тело не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то"".

"Ощущение не является мной. Если бы ощущение являлось мной, то такое ощущение не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от ощущения: "Пусть моё ощущение будет таким-то, пусть моё ощущение не будет таким-то". Но именно из-за того, что ощущение не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от ощущения: "Пусть моё ощущение будет таким-то, пусть моё ощущение не будет таким-то"".

"Распознавание не является мной. Если бы распознавание являлось мной, то распознавание не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от распознавания: "Пусть моё распознавание будет таким-то, пусть моё распознавание не будет таким-то". Но именно из-за того, что распознавание не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от распознавания: "Пусть моё распознавание будет таким-то, пусть моё распознавание не будет таким-то"". "Умственные конструкции не являются мной. Если бы умственнные конструкции являлись мной, то умственнные конструкции не приводили бы к недугу, было бы возможно добиться от умственнных конструкций: "Пусть мои умственнные конструкции будут такими-то, пусть мои умственнные конструкции не будут такими-то". Но именно из-за того, что умственнные конструкции не являются мной, они приводят к недугу и невозможно добиться от умственнных конструкций: "Пусть мои умственнные конструкции будут такими-то, пусть мои умственнные конструкции не будут такими-то"".

"Сознание не является мной. Если бы сознание являлось мной, то такое сознание не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от сознания: "Пусть моё сознание будет таким-то, пусть моё сознание не будет таким-то". Но именно из-за того, что сознание не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от сознания: "Пусть моё сознание будет таким-то, пусть моё сознание не будет таким-то"".

"Как вы думаете, монахи, тело неизменно или изменчиво?" "Изменчиво, почтенный." "А то, что изменчиво, мучительно или приятно?" "Мучительно, почтенный." "А по отношению к тому, что изменчиво, мучительно и подвержено переменам, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, почтенный." "Как вы думаете, монахи, ощущение неизменно или изменчиво?" "Изменчиво, почтенный." "А то, что изменчиво, мучительно или приятно?" "Мучительно, почтенный." "А по отношению к тому, что изменчиво, мучительно и подвержено переменам, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, почтенный." "Как вы думаете, монахи, распознавание неизменно или изменчиво?" "Изменчиво, почтенный." "А то, что изменчиво, мучительно или приятно?" "Мучительно, почтенный." "А по отношению к тому, что изменчиво, мучительно и подвержено переменам, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, почтенный." "Как вы думаете, монахи, умственные конструкции неизменны или изменчивы?" "Изменчивы, почтенный." "А то, что изменчиво, мучительно или приятно?" "Мучительно, почтенный." "А по отношению к тому, что изменчиво, мучительно и подвержено переменам, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, почтенный." "Как вы думаете, монахи, сознание неизменно или изменчиво?" "Изменчиво, почтенный." "А то, что изменчиво, мучительно или приятно?" "Мучительно, почтенный." "А по отношению к тому, что изменчиво, мучительно и подвержено переменам, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, почтенный."

"Таким образом, монахи, какое бы ни было тело - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; какое бы ни было ощущение - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

каким бы ни было распознавание - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; какими бы ни были умственные конструкции - прошлые, будущие, настоящие, внутренние или внешние, грубые или тонкие, низменные или возвышенные, далёкие или близкие – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

каким бы ни было сознание - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует в соответствии с действительностью и истинной мудростью рассматривать как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".

Монахи, видя таким образом, обученный последователь благородных пресыщается телом, пресыщается ощущением, пресыщается распознаванием, пресыщается умственными конструкциями, пресыщается сознанием. Пресыщенный, он становится бесстрастным, с помощью бесстрастия он освобождается. В освобождённом возникает знание: "освобождён". Он познаёт: "Положен конец рождению, прожита монашеская жизнь, выполнено подлежащее выполнению, нет больше нынешнего состояния".

Так сказал Благословенный. Обрадованные, те пять монахов восхитились словами Благословенного.

И когда давалось это объяснение, умы этих пятерых монахов благодаря неприсвоению полностью освободились от влечений.

Метки: безличность