Что нового | Оглавление | Поиск | Закладки | Словарь | Вход | EN / RU |
СН 22.59 Наставление о характеристике "не является мной" Таблица Палийский оригинал
59. Так я слышал. Однажды Благословенный находился в Баранаси, в роще Исипатана. И там Благословенный обратился к группе пятерых монахов: {"Монахи!" "Досточтимый!", - ответили монахи. Благословенный говорил так:}
"Монахи, тело не является мной. Если бы тело являлось мной, то это тело не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то". Но именно из-за того, что тело не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то"".
"Ощущение не является мной. Если бы ощущение являлось мной, то такое ощущение не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от ощущения: "Пусть моё ощущение будет таким-то, пусть моё ощущение не будет таким-то". Но именно из-за того, что ощущение не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от ощущения: "Пусть моё ощущение будет таким-то, пусть моё ощущение не будет таким-то"".
"Распознавание не является мной. Если бы распознавание являлось мной, то распознавание не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от распознавания: "Пусть моё распознавание будет таким-то, пусть моё распознавание не будет таким-то". Но именно из-за того, что распознавание не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от распознавания: "Пусть моё распознавание будет таким-то, пусть моё распознавание не будет таким-то"". "Умственные конструкции не являются мной. Если бы умственнные конструкции являлись мной, то умственнные конструкции не приводили бы к недугу, было бы возможно добиться от умственнных конструкций: "Пусть мои умственнные конструкции будут такими-то, пусть мои умственнные конструкции не будут такими-то". Но именно из-за того, что умственнные конструкции не являются мной, они приводят к недугу и невозможно добиться от умственнных конструкций: "Пусть мои умственнные конструкции будут такими-то, пусть мои умственнные конструкции не будут такими-то"".
"Сознание не является мной. Если бы сознание являлось мной, то такое сознание не приводило бы к недугу, было бы возможно добиться от сознания: "Пусть моё сознание будет таким-то, пусть моё сознание не будет таким-то". Но именно из-за того, что сознание не является мной, оно приводит к недугу и невозможно добиться от сознания: "Пусть моё сознание будет таким-то, пусть моё сознание не будет таким-то"".
"Как вы думаете, монахи, тело постоянно или непостоянно?" "Непостоянно, досточтимый." "А то, что непостоянно, мучительно или приятно?" "Мучительно, досточтимый." "А по отношению к тому, что непостоянно, мучительно и подвержено изменению, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?". "Конечно нет, досточтимый." "Как вы думаете, монахи, ощущение постоянно или непостоянно?" "Непостоянно, досточтимый." "А то, что непостоянно, мучительно или приятно?" "Мучительно, досточтимый." "А по отношению к тому, что непостоянно, мучительно и подвержено изменению, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?" "Конечно нет, досточтимый." "Как вы думаете, монахи, распознавание постоянно или непостоянно?" "Непостоянно, досточтимый." "А то, что непостоянно, мучительно или приятно?" "Мучительно, досточтимый." "А по отношению к тому, что непостоянно, мучительно и подвержено изменению, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?" "Конечно нет, досточтимый." "Как вы думаете, монахи, умственные конструкции постоянны или непостоянны?" "Непостоянны, досточтимый." "А то, что непостоянно, мучительно или приятно?" "Мучительно, досточтимый." "А по отношению к тому, что непостоянно, мучительно и подвержено изменению, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?" "Конечно нет, досточтимый." "Как вы думаете, монахи, сознание постоянно или непостоянно?" "Непостоянно, досточтимый." "А то, что непостоянно, мучительно или приятно?" "Мучительно, досточтимый." "А по отношению к тому, что непостоянно, мучительно и подвержено изменению, следует ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?" "Конечно нет, досточтимый."
"Таким образом, монахи, какое бы ни было тело - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; какое бы ни было ощущение - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";
каким бы ни было распознавание - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; какими бы ни были умственные конструкции - прошлые, будущие, настоящие, внутренние или внешние, грубые или тонкие, низменные или возвышенные, далёкие или близкие – следует с помощью истинной мудрости рассматривать их в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";
каким бы ни было сознание - прошлое, будущее, настоящее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, низменное или возвышенное, далёкое или близкое – следует с помощью истинной мудрости рассматривать его в соответствии с действительностью как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".
Монахи, видя таким образом, обученный последователь благородных пресыщается телом, пресыщается ощущением, пресыщается распознаванием, пресыщается умственными конструкциями, пресыщается сознанием. Пресыщенный, он становится бесстрастным, с помощью бесстрастия он освобождается. У освобождённого есть знание, что он освобождён. Он познаёт: "Положен конец рождению, прожита возвышенная жизнь, выполнено подлежащее выполнению, ничего за этим [состоянием бытия] больше нет.""
Так сказал Благословенный. Обрадованные, те пять монахов восхитились словами Благословенного.
И когда давалось это объяснение, умы этих пятерых монахов благодаря неприсвоению полностью освободились от влечений.