пали |
Jātipaccayā, bhikkhave, jarāmaraṇaṃ, uppādā vā tathāgatānaṃ anuppādā vā tathāgatānaṃ ṭhitāva sā dhātu dhammaṭṭhitatā dhammaniyāmatā idappaccayatā.
|
khantibalo |
Рождение, о монахи, обуславливает старость и смерть. Появляются татхагаты или не появляются татхагаты - это свойство остаётся, эта взаимосвязь явлений, эта упорядоченность явлений, обусловленность одного другим. |
Nyanamoli thera |
“With birth as condition, bhikkhus, there is ageing and death. Whether Perfect Ones arise or do not arise, there yet remains that element, relatedness of states, regularity of states, specific conditionally. |
Комментарий оставлен 05.03.2018 17:07
автором khantibalo
Комментарий оставлен 06.03.2018 23:11
автором LXNDR
в СН 12.70 сказано "Pubbe kho dhammaṭṭhitiñāṇaṃ, pacchā nibbāne ñāṇa"
"Сначала знание непреложности Дхаммы, затем знание ниббаны"
Комментарий оставлен 07.03.2018 19:33
автором khantibalo
Комментарий оставлен 08.03.2018 00:19
автором LXNDR
в принципе это логично, потому что предметом прозрения сотапанны как раз патиччасамуппада и является, и вообще трудно развить по отношению к миру подлинные ниббида и вирага, которые предшествуют ниббане, без предварительного получения переживания преходящести
Комментарий оставлен 10.03.2018 19:32
автором khantibalo
достижение вхождения в поток описывается как понимание "Всё, что имеет свойство возникновения, имеет свойство прекращения" - это как-то относится к обусловленному возникновению?
Комментарий оставлен 11.03.2018 12:38
автором LXNDR
я это понимаю как выражение идапаччаяты (this that conditionality) "когда это, тогда то; когда этого нет, нет и того", частным случаем которой является патиччасамуппада
признаю, что, возможно хватил лишку, приписав сотапанне реализацию самой патиччасамуппады, но принцип, на котором она зиждится, он, насколько я понимаю, всё-таки реализует и по идее как минимум прикасается к реализации 2-й и 3-й истин, механику которых патиччасамуппада и описывает
Будда постиг патиччасамуппаду за один акт пробуждения и она была одним из предметов его саммасамбодхи, но в суттах я не припомню упоминания прямой связи между её постижением и достижением архатства
протяжённость во времени реализации каждой из 4БИ и временной интервал между реализацией тилаккхана и ниббаны - интересный вопрос
Комментарий оставлен 30.03.2018 17:46
автором LXNDR
в Уд 1.1, 1.2, 1.3 идапаччаята отождествляется с патиччасамуппадой, в переводе ТБ:
"When this is, that is.
From the arising of this comes the arising of that.
When this isn't, that isn't.
From the cessation of this comes the cessation of that.
In other words:
From ignorance as a requisite condition come fabrications...
Now from the remainderless fading and cessation of that very ignorance comes the cessation of fabrications..."
Комментарий оставлен 06.04.2018 21:04
автором LXNDR
в СН 12.49 сказано, что ученик благородных обладает знанием причинно-следственных связей между звеньями патиччасамуппады, независимо от других, что следует понимать как то, что уже сотапанна обладает прозрением в её механизм
затем уже вирага, ниббида, вплоть до ниббаны