пали | Norbu Buddhist AI Friend - русский
|
Комментарии |
121.Nissayakaraṇīyoti karaṇīyanissayo, karaṇīyo mayā nissayo; gahetabboti attho.
|
121. «Следует установить зависимость (nissayakaraṇīyo)» — означает «нужно оформить опору-наставника (karaṇīya-nissayo), мне следует принять зависимость (karaṇīyo mayā nissayo)»; смысл: «следует принять (gahetabbo)».
|
|
Nissayaṃ alabhamānenāti attanā saddhiṃ addhānamaggappaṭipannesu nissayadāyake asati nissayaṃ na labhati nāma.
|
«Тот, кто не получая опоры (nissayaṃ alabhamānena)» — когда для идущих в дороге вместе с ним (attanā saddhiṃ addhāna-magga-paṭipannesu) нет дающих покровительство/опору (nissaya-dāyaka), считается, что он не может получить опору.
|
|
Evaṃ alabhantena anissitena bahūnipi divasāni gantabbaṃ.
|
Такому, не получившему, то есть остающемуся без опоры (anissitena), приходится идти много дней.
|
|
Sace pubbepi nissayaṃ gahetvā vutthapubbaṃ kañci āvāsaṃ pavisati, ekarattaṃ vasantenāpi nissayo gahetabbo.
|
Если же он входит в какое-либо жильё (āvāsa), где прежде уже бывал, ранее приняв опору (sace pubbe’pi nissayaṃ gahetvā vuttha-pubbaṃ), то даже проживая одну ночь, следует вновь принять опору (nissayo gahetabbo).
|
|
Antarāmagge vissamanto vā satthaṃ pariyesanto vā katipāhaṃ vasati, anāpatti.
|
Если же он отдыхает в пути (antarāmagge vissamanto) или, разыскивая караван/попутчиков (satthaṃ pariyesanto), остаётся на несколько дней, проступка нет (anāpatti).
|
|
Antovasse pana nibaddhavāsaṃ vasitabbaṃ, nissayo ca gahetabbo.
|
Но во время сезона дождей (antovasse) нужно жить постоянно в одном месте (nibaddha-vāsaṃ vasitabbaṃ), и опора должна быть принята (nissayo ca gahetabbo).
|
|
Nāvāya gacchantassa pana vassāne āgatepi nissayaṃ alabhantassa anāpatti.
|
Однако если кто плывёт на лодке (nāvāya gacchantassa) и с наступлением дождливого сезона (vassāne āgate’pi) не получает опоры (nissayaṃ alabhantassa), проступка нет (anāpatti).
|
|
Yāciyamānenāti tena gilānena yāciyamānena anissitena vasitabbaṃ.
|
«По просьбе (yāciyamānena)» — нужно жить без самостоятельности, по просьбе того больного (tena gilānena yāciyamānena anissitena vasi-tabbaṃ).
|
|
Sace "yācāhi ma"nti vuccamānopi gilāno mānena na yācati, gantabbaṃ.
|
Если, даже когда ему говорят: «Проси меня (о покровительстве)!» (yācāhi ma), больной из-за самолюбия/гордости (mānena) не просит, то следует уйти (gantabbaṃ).
|
|
Phāsuhotīti samathavipassanānaṃ paṭilābhavasena phāsu hoti.
|
«Становится удобно (phāsu hoti)» — в том смысле, что благодаря обретению саматхи и випассаны (samatha-vipassanānaṃ paṭilābha-vasena) возникает внутреннее удобство/легкость.
|
|
Imañhi parihāraṃ neva sotāpanno na sakadāgāmī anāgāmī arahanto labhanti; na thāmagatassa samādhino vā vipassanāya vā lābhī, vissaṭṭhakammaṭṭhāne pana bālaputhujjane kathāva natthi.
|
Этот режим послабления (imaṃ parihāraṃ) не получают ни вступивший в поток (sotāpanna), ни однажды-возвращающийся (sakadāgāmī), ни не-возвращающийся (anāgāmī), ни арахант (arahanto); также не получает тот, у кого укрепившаяся самадхи (thāmagato samādhi) или уже есть достижение випассаны (vipassanāya lābhī). А когда место практики предоставлено свободно и без ограничений (vissaṭṭha-kammaṭṭhāna), то для простых мирских не-знающих (bāla-puthujjana) об этой льготе даже речи нет.
|
|
Yassa kho pana samatho vā vipassanā vā taruṇo hoti, ayaṃ imaṃ parihāraṃ labhati, pavāraṇasaṅgahopi etasseva anuññāto.
|
Но у кого саматха или випассана еще «юная», на начальной стадии (taruṇo hoti), тот получает это послабление; и включение в число допускаемых на приглашение (pavāraṇa-saṅgaho) разрешено именно для такого.
|
|
Tasmā iminā puggalena ācariye pavāretvā gatepi "yadā patirūpo nissayadāyako āgacchissati, tassa nissāya vasissāmī"ti ābhogaṃ katvā puna yāva āsāḷhīpuṇṇamā, tāva anissitena vatthuṃ vaṭṭati.
|
Поэтому этому человеку дозволяется, даже отпустив учителя после приглашения (iminā puggalena ācariye pavāretvā gatepi), приняв внутреннее решение: «Когда придет подходящий дающий опору-наставник (patirūpo nissaya-dāyako), я буду жить, опираясь на него» — оставаться без опоры (anissitena) вплоть до полнолуния месяца Асалха (āsāḷhī-puṇṇamā).
|
|
Sace pana āsāḷhīmāse ācariyo nāgacchati, yattha nissayo labbhati, tattha gantabbaṃ.
|
Если же в месяце Асалха учитель не приходит, следует отправиться туда, где можно получить опору-наставника (yattha nissayo labbhati, tattha gantabbaṃ).
|
|
122.Gottenapi anussāvetunti mahākassapassa upasampadāpekkhoti evaṃ gottaṃ vatvā anussāvetuṃ anujānāmīti attho.
|
122. «Разрешается объявить, даже указав род (gottena pi anussāvetuṃ)» — смысл: «Разрешаю объявлять (к амисанге) так: “ожидающий упасампады у Махакассапы” — назвав таким образом род/принадлежность (gottaṃ vatvā), разрешается объявлять». Иными словами, речь о формулировке оглашения кандидата: можно указать его готту.
|
|
123.Dve ekānussāvaneti dve ekato anussāvane; ekena ekassa aññena itarassāti evaṃ dvīhi vā ācariyehi ekena vā ekakkhaṇe kammavācaṃ anussāventehi upasampādetuṃ anujānāmīti attho.
|
123. «Двое — при одном объявлении (dve ekānussāvane)» — то есть два (кандидата) при совместном оглашении; одним (объявляющим) — для одного, другим — для другого. Так разрешается совершать упасампаду, когда двое наставников (ācariya) или же один и тот же в один и тот же момент оглашают каммаваччу (клятвенную формулу).
|
|
Dve tayo ekānussāvane kātuṃ tañca kho ekena upajjhāyenāti dve vā tayo vā jane purimanayeneva ekato anussāvane kātuṃ anujānāmi; tañca kho anussāvanakiriyaṃ ekena upajjhāyena anujānāmīti attho.
|
«Двух или трех — при одном объявлении; и притом одним упаджхаей (upajjhāya)» — разрешаю проводить совместное оглашение для двух или трех (кандидатов) тем же способом, при едином объявлении; и именно так, чтобы действие оглашения (anussāvanakiriya) выполнял один упаджхая.
|
|
Tasmā ekena ācariyena dve vā tayo vā anussāvetabbā.
|
Поэтому одним ācariya следует оглашать для двух или трех (кандидатов).
|
|
Dvīhi vā tīhi vā ācariyehi visuṃ visuṃ ekena ekassāti evaṃ ekappahāreneva dve tisso vā kammavācā kātabbā.
|
«Двумя или тремя наставниками — по отдельности, каждому — одним» — таким образом, в один прием (ekappahāra) надо произнести две или три каммаваччи (kammavācā), отдельно для каждого.
|
|
Sace pana nānācariyā nānupajjhāyā honti, tissatthero sumanattherassa saddhivihārikaṃ, sumanatthero tissattherassa saddhivihārikaṃ anussāveti, aññamaññañca gaṇapūrakā honti, vaṭṭati.
|
Если наставники (ācariya) и упаджхаи (upajjhāya) разные: тхера Тисса оглашает для спутника-ученика (saddhivihārika) тхеры Суманы, и тхера Сумана — для спутника-ученика тхеры Тиссы, и так они взаимно восполняют группу (gaṇapūrakā), это допустимо (vaṭṭati)
|
|
Sace pana nānāupajjhāyā honti, eko ācariyo hoti, "natveva nānupajjhāyenā"ti paṭikkhittattā na vaṭṭati.
|
Если же разные упаджхаи (nānāupajjhāyā), но один ācariya, то это не допустимо (na vaṭṭati), поскольку специально запрещено: «не (делать) при разных упаджхаях» (natveva nānupajjhāyena).
|
|
Idaṃ sandhāya hi esa paṭikkhepo.
|
Именно это отрицание и имеется здесь в виду.
|
|
Gamikādinissayavatthukathā niṭṭhitā.
|
|
|