Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Комментарии >> Комментарии к корзине дисциплины >> Mahāvagga-aṭṭhakathā >> 1. Mahākhandhakaṃ >> Gamikādinissayavatthukathā
<< Назад 1. Mahākhandhakaṃ
Отображение колонок



Gamikādinissayavatthukathā Палийский оригинал

пали Norbu Buddhist AI Friend - русский Комментарии
121.Nissayakaraṇīyoti karaṇīyanissayo, karaṇīyo mayā nissayo; gahetabboti attho. 121. «Следует установить зависимость (nissayakaraṇīyo)» — означает «нужно оформить опору-наставника (karaṇīya-nissayo), мне следует принять зависимость (karaṇīyo mayā nissayo)»; смысл: «следует принять (gahetabbo)».
Nissayaṃ alabhamānenāti attanā saddhiṃ addhānamaggappaṭipannesu nissayadāyake asati nissayaṃ na labhati nāma. «Тот, кто не получая опоры (nissayaṃ alabhamānena)» — когда для идущих в дороге вместе с ним (attanā saddhiṃ addhāna-magga-paṭipannesu) нет дающих покровительство/опору (nissaya-dāyaka), считается, что он не может получить опору.
Evaṃ alabhantena anissitena bahūnipi divasāni gantabbaṃ. Такому, не получившему, то есть остающемуся без опоры (anissitena), приходится идти много дней.
Sace pubbepi nissayaṃ gahetvā vutthapubbaṃ kañci āvāsaṃ pavisati, ekarattaṃ vasantenāpi nissayo gahetabbo. Если же он входит в какое-либо жильё (āvāsa), где прежде уже бывал, ранее приняв опору (sace pubbe’pi nissayaṃ gahetvā vuttha-pubbaṃ), то даже проживая одну ночь, следует вновь принять опору (nissayo gahetabbo).
Antarāmagge vissamanto vā satthaṃ pariyesanto vā katipāhaṃ vasati, anāpatti. Если же он отдыхает в пути (antarāmagge vissamanto) или, разыскивая караван/попутчиков (satthaṃ pariyesanto), остаётся на несколько дней, проступка нет (anāpatti).
Antovasse pana nibaddhavāsaṃ vasitabbaṃ, nissayo ca gahetabbo. Но во время сезона дождей (antovasse) нужно жить постоянно в одном месте (nibaddha-vāsaṃ vasitabbaṃ), и опора должна быть принята (nissayo ca gahetabbo).
Nāvāya gacchantassa pana vassāne āgatepi nissayaṃ alabhantassa anāpatti. Однако если кто плывёт на лодке (nāvāya gacchantassa) и с наступлением дождливого сезона (vassāne āgate’pi) не получает опоры (nissayaṃ alabhantassa), проступка нет (anāpatti).
Yāciyamānenāti tena gilānena yāciyamānena anissitena vasitabbaṃ. «По просьбе (yāciyamānena)» — нужно жить без самостоятельности, по просьбе того больного (tena gilānena yāciyamānena anissitena vasi-tabbaṃ).
Sace "yācāhi ma"nti vuccamānopi gilāno mānena na yācati, gantabbaṃ. Если, даже когда ему говорят: «Проси меня (о покровительстве)!» (yācāhi ma), больной из-за самолюбия/гордости (mānena) не просит, то следует уйти (gantabbaṃ).
Phāsuhotīti samathavipassanānaṃ paṭilābhavasena phāsu hoti. «Становится удобно (phāsu hoti)» — в том смысле, что благодаря обретению саматхи и випассаны (samatha-vipassanānaṃ paṭilābha-vasena) возникает внутреннее удобство/легкость.
Imañhi parihāraṃ neva sotāpanno na sakadāgāmī anāgāmī arahanto labhanti; na thāmagatassa samādhino vā vipassanāya vā lābhī, vissaṭṭhakammaṭṭhāne pana bālaputhujjane kathāva natthi. Этот режим послабления (imaṃ parihāraṃ) не получают ни вступивший в поток (sotāpanna), ни однажды-возвращающийся (sakadāgāmī), ни не-возвращающийся (anāgāmī), ни арахант (arahanto); также не получает тот, у кого укрепившаяся самадхи (thāmagato samādhi) или уже есть достижение випассаны (vipassanāya lābhī). А когда место практики предоставлено свободно и без ограничений (vissaṭṭha-kammaṭṭhāna), то для простых мирских не-знающих (bāla-puthujjana) об этой льготе даже речи нет.
Yassa kho pana samatho vā vipassanā vā taruṇo hoti, ayaṃ imaṃ parihāraṃ labhati, pavāraṇasaṅgahopi etasseva anuññāto. Но у кого саматха или випассана еще «юная», на начальной стадии (taruṇo hoti), тот получает это послабление; и включение в число допускаемых на приглашение (pavāraṇa-saṅgaho) разрешено именно для такого.
Tasmā iminā puggalena ācariye pavāretvā gatepi "yadā patirūpo nissayadāyako āgacchissati, tassa nissāya vasissāmī"ti ābhogaṃ katvā puna yāva āsāḷhīpuṇṇamā, tāva anissitena vatthuṃ vaṭṭati. Поэтому этому человеку дозволяется, даже отпустив учителя после приглашения (iminā puggalena ācariye pavāretvā gatepi), приняв внутреннее решение: «Когда придет подходящий дающий опору-наставник (patirūpo nissaya-dāyako), я буду жить, опираясь на него» — оставаться без опоры (anissitena) вплоть до полнолуния месяца Асалха (āsāḷhī-puṇṇamā).
Sace pana āsāḷhīmāse ācariyo nāgacchati, yattha nissayo labbhati, tattha gantabbaṃ. Если же в месяце Асалха учитель не приходит, следует отправиться туда, где можно получить опору-наставника (yattha nissayo labbhati, tattha gantabbaṃ).
122.Gottenapi anussāvetunti mahākassapassa upasampadāpekkhoti evaṃ gottaṃ vatvā anussāvetuṃ anujānāmīti attho. 122. «Разрешается объявить, даже указав род (gottena pi anussāvetuṃ)» — смысл: «Разрешаю объявлять (к амисанге) так: “ожидающий упасампады у Махакассапы” — назвав таким образом род/принадлежность (gottaṃ vatvā), разрешается объявлять». Иными словами, речь о формулировке оглашения кандидата: можно указать его готту.
123.Dve ekānussāvaneti dve ekato anussāvane; ekena ekassa aññena itarassāti evaṃ dvīhi vā ācariyehi ekena vā ekakkhaṇe kammavācaṃ anussāventehi upasampādetuṃ anujānāmīti attho. 123. «Двое — при одном объявлении (dve ekānussāvane)» — то есть два (кандидата) при совместном оглашении; одним (объявляющим) — для одного, другим — для другого. Так разрешается совершать упасампаду, когда двое наставников (ācariya) или же один и тот же в один и тот же момент оглашают каммаваччу (клятвенную формулу).
Dve tayo ekānussāvane kātuṃ tañca kho ekena upajjhāyenāti dve vā tayo vā jane purimanayeneva ekato anussāvane kātuṃ anujānāmi; tañca kho anussāvanakiriyaṃ ekena upajjhāyena anujānāmīti attho. «Двух или трех — при одном объявлении; и притом одним упаджхаей (upajjhāya)» — разрешаю проводить совместное оглашение для двух или трех (кандидатов) тем же способом, при едином объявлении; и именно так, чтобы действие оглашения (anussāvanakiriya) выполнял один упаджхая.
Tasmā ekena ācariyena dve vā tayo vā anussāvetabbā. Поэтому одним ācariya следует оглашать для двух или трех (кандидатов).
Dvīhi vā tīhi vā ācariyehi visuṃ visuṃ ekena ekassāti evaṃ ekappahāreneva dve tisso vā kammavācā kātabbā. «Двумя или тремя наставниками — по отдельности, каждому — одним» — таким образом, в один прием (ekappahāra) надо произнести две или три каммаваччи (kammavācā), отдельно для каждого.
Sace pana nānācariyā nānupajjhāyā honti, tissatthero sumanattherassa saddhivihārikaṃ, sumanatthero tissattherassa saddhivihārikaṃ anussāveti, aññamaññañca gaṇapūrakā honti, vaṭṭati. Если наставники (ācariya) и упаджхаи (upajjhāya) разные: тхера Тисса оглашает для спутника-ученика (saddhivihārika) тхеры Суманы, и тхера Сумана — для спутника-ученика тхеры Тиссы, и так они взаимно восполняют группу (gaṇapūrakā), это допустимо (vaṭṭati)
Sace pana nānāupajjhāyā honti, eko ācariyo hoti, "natveva nānupajjhāyenā"ti paṭikkhittattā na vaṭṭati. Если же разные упаджхаи (nānāupajjhāyā), но один ācariya, то это не допустимо (na vaṭṭati), поскольку специально запрещено: «не (делать) при разных упаджхаях» (natveva nānupajjhāyena).
Idaṃ sandhāya hi esa paṭikkhepo. Именно это отрицание и имеется здесь в виду.
Gamikādinissayavatthukathā niṭṭhitā.
<< Назад 1. Mahākhandhakaṃ