Что нового Оглавление Поиск Закладки Словарь Вход EN / RU
Адрес: Три корзины (основные тексты) >> Корзина наставлений (Сутта Питака) >> Собрание кратких наставлений (Кхуддака Никая) >> Собрание наставлений (Сутта Нипата) >> СНп 1.7 Наставление о подонке
Автор перевода: khantibalo
<< Назад Собрание наставлений (Сутта Нипата) Далее >>

Связанные тексты

СНп 1.7 Наставление о подонке Таблица Палийский оригинал

Так я слышал: однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И тогда рано утром, одевшись и взяв свой сосуд для еды и одеяние, Благословенный вошёл в Саваттхи для сбора подаяния. В то время в жилище брахмана Аггикабхарадваджи пылал [жертвенный] огонь и было выставлено подношение. Благословенный, последовательно обходя [дом за домом] в поисках подаяния, подошел к жилищу брахмана.

Брахман Аггикабхарадваджа увидел Благословенного, идущего издалека. Увидев, он сказал Благословенному: "Остановись там, бритоголовый! Остановись там, низменный отшельник! Остановись там, подонок!".

Когда так было сказано, Благословенный сказал брахману Аггикабхарадвадже: "Разве ведомо тебе, о брахман, кто является подонком и что делает [человека] подонком?". "Нет, любезный Готама, мне неведомо, кто – подонок и что делает человека подонком; будет хорошо, если любезный Готама объяснит мне истину, чтобы я познал, кто подонок и что делает человека подонком." "Тогда, о брахман, слушай и тщательно внимай, я буду говорить." "Да будет так, любезный", - ответил брахман Касибхарадваджа Благословенному. Благословенный говорил так:

116.

"Тот человек, кто гневлив, таит ненависть, кто порочен и принижает достоинства [других],

имеет низменные взгляды, склонен обманывать - знай его как подонка.

117.

Кто в этом мире причиняет страдания дышащим существам, однажды или дважды рождённым,

в ком нет сострадания к живому – знай его как подонка.

118.

Кто осаждает рыночные города и посёлки, кто разрушает их,

кто известен как угнетатель – знай его как подонка.

119.

В лесу или в деревне, что-либо ценимое другими

и неданное ему, он путём кражи берёт – знай его как подонка.

120.

Кто, взявши в долг, в ответ на требование [вернуть его] уклоняется от уплаты,

говоря: "Я вовсе и не должен тебе", – знай его как подонка.

121.

Кто, желая какую-то мелочь, идущего по дороге человека

убив, завладевает этой мелочью – знай его как подонка.

122.

Кто, ради себя, ради других или ради богатства

будучи спрошен как свидетель, лжёт – знай его как подонка.

123.

Кто замечен [изменяющим] с жёнами родственников или друзей,

применяя силу или с их согласия – знай его как подонка.

124.

Кто отца или мать постаревших, чья молодость прошла,

будучи способен, не поддерживает – знай его как подонка.

125.

Кто мать, отца, брата, сестру или тёщу

бьёт или злит с помощью слов – знай его как подонка.

126.

Кто в ответ на просьбу научить полезному рассказывает бесполезное

и объясняет в размытой форме – знай его как подонка.

127.

Кто, совершив дурной поступок, желает: "Пусть никто не узнает, что это [сделал] я",

кто творит свои дела в тайне – знай его как подонка.

128.

Кто, пойдя [в гости] к другой семье и отведав изысканной еды,

не отплачивает [тем же] пришедшему [оттуда] – знай его как подонка.

129.

Кто брахмана, отшельника или даже другого человека, живущего подаянием

ложной речью обманывает – знай его как подонка.

130.

Кто брахмана и отшельника, когда настало время принятия пищи

злит [грубыми] словами и не даёт [еды] – знай его как подонка.

131.

Кто, весь окутанный невежеством, здесь вещает о несуществующем,

жаждая получить какую-то мелочь, – знай его как подонка.

132.

Кто превозносит себя и унижает других,

низменный из-за своей собственной гордости – знай его как подонка.

133.

Кто злит [других], скупой, желает порочного, алчный, хитрый,

бесстыдный и не боящийся совершать дурное – знай его как подонка.

134.

Кто поносит Будду или ученика его,

будь он странник или домохозяин – знай его как подонка.

135.

Кто, не будучи достойным (арахантом), выставляет себя таковым -

тот вор в этом мире с его Брахмой, он – самый гнусный из всех подонков.

136.

Эти, которых я объяснил тебе, воистину зовутся подонками.

Не по происхождению человек является подонком, не по происхождению он является брахманом,

по поступкам он становится подонком, по поступкам он становится брахманом.

137.

Знай это и вот каким образом, я приведу такой пример:

жил один сын чандалы, из низкого сословия, известный как Матанга.

138.

Он достиг высочайшей славы, которую крайне трудно обрести

и многие брахманы и кшатрии приходили служить ему.

139.

Он взошёл на колесницу божеств, на незагрязнённый великий путь,

отрешившись от чувственной страсти, он достиг мира брахм.

Происхождение не помешало ему возродиться в мире брахм.

140.

Есть брахманы, рожденные в семьях наставников, и гимны - их родственники.

Они часто замечены за совершением дурных поступков.

141.

В этом мире их порицают, в следующем им уготован дурной удел.

Их происхождение не спасает от дурного удела или порицания.

142.

Не по происхождению человек является подонком, не по происхождению он является брахманом.

По поступкам он становится подонком, по поступкам он становится брахманом."

Когда так было сказано брахман Аггикабхарадваджа сказал Благословенному: "Превосходно, любезный Готама! Превосходно, любезный Готама! Как перевёрнутое ставят правильно, открывают скрытое, указывают путь заблудившемуся, вносят светильник во тьму, чтобы имеющие глаза могли видеть образы, так и любезный Готама разъяснил истину многими способами. Я иду к любезному Готаме, Дхамме и монашескому ордену как к прибежищу. Пусть любезный Готама считает меня мирским последователем, принявшим прибежище отныне и до конца жизни."

Метки: нравственность  оскорбление 
<< Назад Собрание наставлений (Сутта Нипата) Далее >>