Что нового | Оглавление | Поиск | Закладки | Словарь | Вход | EN / RU |
Глава 6 Палийский оригинал
пали | N.K.G. Mendis - english | Rhys Davids T.W. - english | Парибок А.В. - русский | Комментарии |
1. Kāyapiyāyanapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
1.Rājā āha "bhante nāgasena, piyo pabbajitānaṃ kāyo"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, is the body dear to those who have gone forth?" | The king said: ‘Is the body, Nāgasena, dear to you recluses?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, мило ли монахам тело?» | |
"Na kho, mahārāja, piyo pabbajitānaṃ kāyo"ti. | “Sire, the body is not dear to those who have gone forth.” | ‘No, they love not the body.’ | – Нет, государь, монахам тело не мило. | |
"Atha kissa nu kho, bhante, kelāyatha mamāyathā"ti? | “Then why, revered sir, do you treasure and foster it?" | ‘Then why do you nourish it and lavish attention upon it?’ | – Что же вы, почтенный, носитесь с ним, возитесь с ним? | |
"Kiṃ pana te, mahārāja, kadāci karahaci saṅgāmagatassa kaṇḍappahāro hotī"ti? | “But when you have gone into battle, sire, have you been wounded by an arrow from time to time?" | ‘In all the times and places, O king, that you have gone down to battle, did you never get wounded by an arrow?’ | – Скажи, государь, случалось ли тебе как-нибудь, когда-нибудь получать в сражении удар копьем? | |
"Āma, bhante, hotī"ti. | “Yes, I have, revered sir.” | ‘Yes, that has happened to me.’ | – Да, почтенный, случалось. | |
"Kiṃnu kho, mahārāja, so vaṇo ālepena ca ālimpīyati telena ca makkhīyati sukhumena ca coḷapaṭṭena paliveṭhīyatī"ti? | “Then, was not the wound anointed with ointment, smeared with oil and bandaged with a soft cloth?" | ‘In such cases, O king, is not the wound anointed with salve, and smeared with oil, and bound up in a bandage.’ | – Ведь рану и мазью смазывают, и маслом умащают, и мягкой тканью перебинтовывают, не так ли, государь? | |
"Āma, bhante, ālepena ca ālimpīyati telena ca makkhīyati sukhumena ca coḷapaṭṭena paliveṭhīyatī"ti. | “Yes, revered sir, it was.” | ‘Yes, such things are done to it.’ | – Да, почтенный, и мазью смазывают, и маслом умащают, и мягкой тканью перебинтовывают. | |
"Kiṃnu kho, mahārāja, piyo te vaṇo, tena ālepena ca ālimpīyati telena ca makkhīyati sukhumena ca coḷapaṭṭena paliveṭhīyatī"ti? | “But was that wound dear to you, sire, that it was anointed with ointment, smeared with oil and bandaged with a soft cloth?" | ‘What then? Is the wound dear to you that you treat it so tenderly, and lavish such attention upon it?’ | – Что же, государь, мила тебе рана, раз ее тебе и мазью смазывают, и маслом умащают, и мягкой тканью перебинтовывают? | |
"Na me, bhante, piyo vaṇo, api ca maṃsassa ruhanatthāya ālepena ca ālimpīyati telena ca makkhīyati sukhumena ca coḷapaṭṭena paliveṭhīyatī"ti. | “That wound was not dear to me, revered sir, and it was only anointed with ointment, smeared with oil and bandaged with a soft cloth so that the flesh might heal.” | ‘No, it is not dear to me in spite of all that, which is only done that the flesh may grow again.’ | – Нет, почтенный. И мазью смазывают, и маслом умащают, и мягкой тканью перебинтовывают ее для того, чтобы мышцы срослись. | |
"Evameva kho, mahārāja, appiyo pabbajitānaṃ kāyo, atha ca pabbajitā anajjhositā kāyaṃ pariharanti brahmacariyānuggahāya. | “Similarly, sire, the body is not dear to those who have gone forth; but those who have gone forth and are without cleaving look after the body for the sake of faring the holy life. | ‘Just so, great king, with the recluses and the body. Without cleaving to it do they bear about the body for the sake of righteousness of life. | – Вот так же, государь, отшельникам тело не мило. Монахи не прилепляются к телу, а заботятся о нем, чтобы блюсти воздержание261. | |
Api ca kho, mahārāja, vaṇūpamo kāyo vutto bhagavatā, tena pabbajitā vaṇamiva kāyaṃ pariharanti anajjhositā. | Moreover, sire, the body was likened to a sore by the Blessed One and, in consequence, those who have gone forth and are without cleaving look after the body as they would a sore.” | The body, O king, has been declared by the Blessed One to be like a wound. And therefore merely as a sore, and without cleaving to it, do the recluses bear about the, body. | Вот и Блаженный, государь, уподобил тело ране, поэтому монахи заботятся о теле, как о ране. | |
Bhāsitampetaṃ mahārāja bhagavatā – | For it has been said by the Blessed One: | Ведь есть изречение Блаженного, государь: | ||
"'Allacammapaṭicchanno, navadvāro mahāvaṇo; | “Covered with clammy skin, an impure thing and foul, | «Влажной кожей обтянута рана девятивратная, | ||
Samantato paggharati, asucipūtigandhiyo"'ti. | Nine-apertured, it oozes, like a sore.” ’ | Кругом сочится гноем, нечистая, смердящая»262. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena.” | ‘Well answered, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | |
Kāyapiyāyanapañho paṭhamo. | ||||
2. Sabbaññūbhāvapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
2.Rājā āha "bhante nāgasena, buddho sabbaññū sabbadassāvī"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, was the Buddha allknowing, all-seeing?" | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, верно ли, что Просветлённый всеведущ и всевидящ?»263 | ||
"Āma, mahārāja, bhagavā sabbaññū sabbadassāvī"ti. | “Yes, sire, the Blessed One was all-knowing, all-seeing.” | – Да, государь, Блаженный всеведущ и всевидящ. | ||
"Atha kissa nu kho, bhante nāgasena, sāvakānaṃ anupubbena sikkhāpadaṃ paññapesī"ti? | “Then how is it, revered Nāgasena, that he laid down the rules of training for disciples only gradually?" | – Почему же правила поведения Просветлённый предписывает слушателям не все разом, а постепенно, почтенный Нагасена? | ||
"Atthi pana te mahārāja, koci vejjo, yo imissaṃ pathaviyaṃ sabbabhesajjāni jānātī"ti? | “But, sire, have you any physician who knows all the medicines on this earth?" | – Есть ли такой знахарь, который знал бы все на свете целебные травы, государь? | ||
"Āma, bhante, atthī"ti. | “Yes, revered sir, I have.” | – Да, почтенный, есть. | ||
"Kiṃnu kho, mahārāja, so vejjo gilānakaṃ sampatte kāle bhesajjaṃ pāyeti, udāhu asampatte kāle"ti? | “Well, sire, does that physician make the invalid drink the medicine at the time when he is ill or at the time when he is not ill?" | – И когда же он поит больного отваром из них, государь: в должное время или в недолжное? | ||
"Sampatte kāle, bhante, gilānakaṃ bhesajjaṃ pāyeti, no asampatte kāle"ti? | “He makes the invalid drink the medicine, sir, at the time when he is ill, not at the time when he is not ill.” | – В должное время, почтенный, поит он больного отваром, не в недолжное. | ||
"Evameva kho, mahārāja, bhagavā sabbaññū sabbadassāvī na asampatte kāle sāvakānaṃ sikkhāpadaṃ paññāpeti, sampatte kāle sāvakānaṃ sikkhāpadaṃ paññāpeti yāvajīvaṃ anatikkamanīya"nti. | “Even so, sire, the Blessed One, all-knowing, all-seeing, did not lay down a rule of training for disciples at the wrong time, but when the proper time came he laid down a rule of training for disciples, not to be transgressed as long as they lived.” | – Вот так же, государь, Блаженный всеведущ и всевидящ; он не предписывал слушателям правила поведения в недолжное время, но предписывал их в должное время, и правила эти следует блюсти всю жизнь. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena." | – Прекрасно, почтенный Нагасена264. | ||
Sabbaññūbhāvapañho dutiyo. | ||||
3. Mahāpurisalakkhaṇapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
3.Rājā āha "bhante nāgasena, buddho dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgato asītiyā ca anubyañjanehi parirañjito suvaṇṇavaṇṇo kañcanasannibhattaco byāmappabho"ti? | The king said: ‘Is it true, Nāgasena, that the Buddha was endowed with the thirty-two bodily marks of a great man, and graced with the eighty subsidiary characteristics; that he was golden in colour with a skin like gold, and that there spread around him a glorious halo of a fathom’s length?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, верно ли, что Просветлённый имеет тридцать два признака великого человека, отмечен к тому же восьмьюдесятью второстепенными приметами, с кожей золотистого цвета, на сажень вокруг светится?»265 | ||
"Āma, mahārāja, bhagavā dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgato asītiyā ca anubyañjanehi parirañjito suvaṇṇavaṇṇo kañcanasannibhattaco byāmappabho"ti. | ‘Such, O king, was the Blessed One.’ | – Да, государь. Блаженный имеет тридцать два признака великого человека, отмечен восьмьюдесятью второстепенными приметами, с кожей золотистого цвета, на сажень вокруг светится. | ||
"Kiṃ panassa, bhante, mātāpitaropi dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgatā asītiyā ca anubyañjanehi parirañjitā suvaṇṇavaṇṇā kañcanasannibhattacā byāmappabhā"ti? | ‘But were his parents like that?’ | – А родители его, почтенный, тоже таковы, тоже имеют тридцать два признака великого человека, отмечены восмьюдесятью второстепенными приметами, с кожей золотистого цвета, на сажень вокруг светятся? | ||
"No cassa, mahārāja, mātāpitaro dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgatā asītiyā ca anubyañjanehi parirañjitā suvaṇṇavaṇṇā kañcanasannibhattacā byāmappabhā"ti. | ‘No, they were not.’ | – Нет, государь. | ||
"Evaṃ sante kho, bhante nāgasena, na uppajjati buddho dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgato asītiyā ca anubyañjanehi parirañjito suvaṇṇavaṇṇo kañcanasannibhattaco byāmappabhoti, api ca mātusadiso vā putto hoti mātupakkho vā, pitusadiso vā putto hoti pitupakkho vā"ti. | ‘In that case you must say that he was born so. But surely a son is either like his mother, or those on The mother’s side, or he is like his father, or those on the father’s side!’ | – И притом от них рождается Просветленный, имеющий тридцать два признака великого человека, отмеченный восьмьюдесятью второстепенными приметами, с кожей золотистого цвета, на сажень вокруг светящийся? Но ведь бывает так, что сын или мать напоминает, в мать рождается, или отца напоминает, в отца рождается. | ||
Thero āha "atthi pana, mahārāja, kiñci padumaṃ satapatta"nti? | The Elder replied: ‘Is there such a thing, O king, as a lotus flower with a hundred petals?’ | – Существует ли, государь, столепестковый лотос? – молвил тхера. | ||
"Āma, bhante, atthī"ti. | ‘Yes, there is.’ | – Да, почтенный, существует. | ||
"Tassa pana kuhiṃ sambhavo"ti? | ‘Where does it grow up?’ | – И где же встречается? | ||
"Kaddame jāyati udake āsīyatī"ti. | ‘It is produced in mud, and in water it comes to perfection.’ | – В иле рождается, в воде покоится. | ||
"Kiṃnu kho, mahārāja, padumaṃ kaddamena sadisaṃ vaṇṇena vā gandhena vā rasena vā"ti? | ‘But does the lotus resemble the mud of the lake, whence it springs up, either in colour, or in smell, or in taste?’ | – Разве похож лотос на ил, государь, цветом, или запахом, или вкусом? | ||
"Na hi, bhante"ti. | ‘Certainly not.’ | – Нет, почтенный. | ||
"Atha udakena vā gandhena vā rasena vā"ti? | ‘Then does it resemble the water?’ | – Тогда на воду похож цветом, или запахом, или вкусом? | ||
"Na hi, bhante"ti. | ‘Nor that either.’ | – Нет, почтенный. | ||
"Evameva kho, mahārāja, bhagavā dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgato asītiyā ca anubyañjanehi parirañjito suvaṇṇavaṇṇo kañcanasannibhattaco byāmappabho, no cassa mātāpitaro dvattiṃsamahāpurisalakkhaṇehi samannāgatā asītiyā ca anubyañjanehi parirañjitā suvaṇṇavaṇṇā kañcanasannibhattacā byāmappabhā"ti. | ‘Just so, great king, is it that the Blessed One had the bodily signs and marks you have mentioned, though his parents had them not.’ | – Вот так же, государь, Блаженный имеет тридцать два признака великого человека, отмечен восьмьюдесятью приметами, с кожей золотистого цвета, на сажень вокруг светится, но его родители не таковы: не имеют тридцати двух признаков великого человека, не отмечены восьмьюдесятью второстепенными приметами, кожа их не золотистого цвета, на сажень вокруг не светятся. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | ‘Well answered, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Mahāpurisalakkhaṇapañho tatiyo. | ||||
4. Bhagavato brahmacāripañho Таблица Палийский оригинал |
||||
4.Rājā āha "bhante nāgasena, buddho brahmacārī"ti? | The king said: ‘Was the Buddha, Nāgasena, pure in conduct (was he a Brahma-cārin)?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, Просветленный живёт по-брахмански целомудренно?» | ||
"Āma, mahārāja, bhagavā brahmacārī"ti. | ‘Yes, the Blessed One was pure.’ | – Да, государь, Блаженный живет по-брахмански. | ||
"Tena hi, bhante nāgasena, buddho brahmuno sisso"ti? | ‘Then, Nāgasena, it follows that he was a follower of Brahmā.’ | – Стало быть, почтенный Нагасена, Просветленный – ученик Брахмы? | ||
"Atthi pana te, mahārāja, hatthipāmokkho"ti? | ‘Have you a state elephant, O king?’ | – Есть у тебя, государь, верховой слон? | ||
"Atthi, bhante"ti. | ‘Certainly.’ | – Да, почтенный, есть. | ||
"Kiṃnu kho, mahārāja, so hatthī kadāci karahaci koñcanādaṃ nadatīti? | ‘Well now, does that elephant ever trumpet (literally “cry the heron’s cry “)?’ | – И трубит этот слон кое-когда, иной раз? | ||
"Āma, bhante, nadatī"ti "tena hi, mahārāja, so hatthī koñcasakuṇassa sisso"ti? | ‘Oh, yes.’ ‘But is he, then, on that account a follower of the herons?’ | – Да, почтенный, трубит. – Стало быть, государь, этот слон – журавлиный ученик? |
После этого места в переводе вставка: "– Он трубит, как журавли трубят, не так ли? – Да, почтенный, так же трубит."
но в палийском оригинале после это... Все комментарии (1) |
|
"Na hi, bhante"ti. | ‘Of course not.’ | – Нет, почтенный. | ||
"Kiṃ pana, mahārāja, brahmā sabuddhiko abuddhiko"ti? | ‘Now tell me, great king, has Brahma wisdom (Buddhi), or has he not?’ | – А скажи, государь, Брахма светел умом или нет? | ||
"Sabuddhiko, bhante"ti. | ‘He is a being with wisdom.’ | – Светел, почтенный. | ||
"Tena hi, mahārāja, brahmā bhagavato sisso"ti. | ‘Then (on your argument) he is surely a follower of Buddha.’ | – Стало быть, государь, Брахма – ученик Просветленного266. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | ‘Well answered, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Bhagavato brahmacāripañho catuttho. | ||||
5. Bhagavato upasampadāpañho Таблица Палийский оригинал |
||||
5.Rājā āha "bhante nāgasena, upasampadā sundarā"ti? | The king said: ‘Is ordination a good thing?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, посвящение прекрасно?» | ||
"Āma, mahārāja, upasampadā sundarā"ti. | ‘Yes, a good thing and a beautiful.’ | – Да, государь, посвящение прекрасно. | ||
"Atthi pana, bhante, buddhassa upasampadā, udāhu natthī"ti? | ‘But did the Buddha obtain it, or not?’ | – А Просветленный посвящен был или не был, почтенный? | ||
"Upasampanno kho, mahārāja, bhagavā bodhirukkhamūle saha sabbaññutañāṇena, natthi bhagavato upasampadā aññehi dinnā, yathā sāvakānaṃ, mahārāja, bhagavā sikkhāpadaṃ paññapeti yāvajīvaṃ anatikkamanīya"nti. | ‘Great king, when the Blessed One attained omniscience at the foot of the tree of Knowledge, that was to him an ordination. There was no conferring of ordination upon him at the hands of others—in the way that the Blessed One laid down regulations for his disciples, never to be transgressed by them their lives long!’ | – Блаженный стал посвященным у комля древа просветления, государь, тогда же, когда обрел всеведущее знание; никто иной Блаженного не посвящал. Слушателям же Блаженный предписывает во время посвящения правила поведения, которые следует блюсти всю жизнь, так что у них есть посвящение, получаемое от другого человека267. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | ‘Very true, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Bhagavato upasampadāpañho pañcamo. | ||||
6. Assubhesajjābhesajjapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
6.Rājā āha "bhante nāgasena, yo ca mātari matāya rodati, yo ca dhammapemena rodati, ubhinnaṃ tesaṃ rodantānaṃ kassa assu bhesajjaṃ, kassa na bhesajja"nti? | The king said: ‘To which of these two, Nāgasena—the man who weeps at the death of his mother, and the man who weeps out of love for the Truth (Dhamma)—are his tears a cure?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, если один по умершей матери плачет, а другой из любви к Учению плачет, то из этих двух плачущих чьи слезы целительны, чьи нецелительны?» | ||
"Ekassa kho, mahārāja, assu rāgadosamohehi samalaṃ uṇhaṃ, ekassa pītisomanassena vimalaṃ sītalaṃ. | ‘The tears of the one, O king, are stained and hot with the three fires of passion. The tears of the other are stainless and cool. | – У одного, государь, слезы жаркие, страстью, враждебностью, заблуждением загрязненные, у другого же – радостные, удовлетворенные, свежительные, незагрязненные; | ||
Yaṃ kho, mahārāja, sītalaṃ, taṃ bhesajjaṃ, yaṃ uṇhaṃ, taṃ na bhesajja"nti. | Now there is cure in coolness and calm, but in heat and passion there can be no cure.’ | что свежительно, то целительно, государь, что жарко, то нецелительно. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | ‘Very good, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Assubhesajjābhesajjapañho chaṭṭho. | ||||
7. Sarāgavītarāganānākaraṇapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
7.Rājā āha "bhante nāgasena, kiṃ nānākaraṇaṃ sarāgassa ca vītarāgassa cā"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, what is the difference between one who has lust and one who is without lust?" | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, в чем различие страстного и бесстрастного?» | ||
"Eko kho, mahārāja, ajjhosito, eko anajjhosito"ti. | “Sire, one cleaves to things, the other does not cleave.” | – Один вожделеет, другой не вожделеет, государь. | ||
"Kiṃ etaṃ, bhante, ajjhosito anajjhosito nāmā"ti? | “But what does this mean, revered sir: ‘cleaves’ and ‘does not cleave’?" | – Как это, почтенный: вожделеет и не вожделеет? | ||
"Eko kho, mahārāja, atthiko, eko anatthiko"ti. | “The one is desirous, sire, the other is not desirous.” | – У одного есть цель268, государь, у другого нет цели. | ||
"Passāmahaṃ, bhante, evarūpaṃ yo ca sarāgo, yo ca vītarāgo, sabbopeso sobhanaṃ yeva icchati khādanīyaṃ vā bhojanīyaṃ vā, na koci pāpakaṃ icchatī"ti. | “As I see it, revered sir, whoever has lust and whoever is without lust, both of them alike want good solid or soft food, they want nothing that is bad.” | – Мне это видится так, почтенный: страстному ли, бесстрастному ли, а каждому лучшего хочется – что еды, что питья; греховного никому не хочется. | ||
"Avītarāgo kho, mahārāja, rasapaṭisaṃvedī ca rasarāgapaṭisaṃvedī ca bhojanaṃ bhuñjati, vītarāgo pana rasapaṭisaṃvedī bhojanaṃ bhuñjati, no ca kho rasarāgapaṭisaṃvedī"ti. | “Sire, he who is not without lust eats his food experiencing the taste and experiencing lust for the taste. But he who is without lust eats his food experiencing the taste but not experiencing lust for the taste.” | – Когда страстный ест, государь, он испытывает ощущение вкуса и испытывает страсть к вкусу; а когда бесстрастный ест, он испытывает ощущение вкуса, но не страсть к вкусу269. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena.” | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Sarāgavītarāganānākaraṇapañho sattamo. | ||||
8. Paññāpatiṭṭhānapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
8.Rājā āha "bhante nāgasena, paññā kuhiṃ paṭivasatī"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, where does wisdom dwell?" | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, мудрость где обитает?» | ||
"Na katthaci mahārājā"ti. | “Nowhere, sire.” | – Нигде, государь. | ||
"Tena hi, bhante nāgasena, natthi paññā"ti. | “Well then, revered Nāgasena, there is no wisdom.” | – Стало быть, почтенный Нагасена, нет мудрости. | ||
"Vāto, mahārāja, kuhiṃ paṭivasatī"ti? | “Where does the wind dwell, sire?" | – Ветер, государь, где обитает? | ||
"Na katthaci bhante"ti. | “Nowhere, revered sir.” | – Нигде, почтенный. | ||
"Tena hi, mahārāja, natthi vāto"ti. | “Well then, sire, there is no wind.” | – Стало быть, государь, нет ветра. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena.” | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Paññāpatiṭṭhānapañho aṭṭhamo. | ||||
9. Saṃsārapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
9.Rājā āha "bhante nāgasena, yaṃ panetaṃ brūsi 'saṃsāro'ti, katamo so saṃsāro"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, as to that which you mentioned: saṃsāra, what is this saṃsāra?" | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, ты упомянул «мирское кружение»270. Что такое мирское кружение?» | ||
"Idha, mahārāja, jāto idheva marati, idha mato aññatra uppajjati, tahiṃ jāto tahiṃ yeva marati, tahiṃ mato aññatra uppajjati, evaṃ kho, mahārāja, saṃsāro hotī"ti. | “Sire, what is born here dies here; having died here it is reborn elsewhere; being reborn there, there it dies; having died there it is reborn elsewhere. Such, sire, is this saṃsāra.” | – Здесь родился, здесь и умер, государь; здесь умер, там родился; там родился, там и умер; там умер, в ином месте родился... Это и есть мирское, кружение, государь. | ||
"Opammaṃ karohī"ti. | “Make a simile.” | – Приведи пример. | ||
"Yathā, mahārāja, kocideva puriso pakkaṃ ambaṃ khāditvā aṭṭhiṃ ropeyya, tato mahanto ambarukkho nibbattitvā phalāni dadeyya, atha so puriso tatopi pakkaṃ ambaṃ khāditvā aṭṭhiṃ ropeyya, tatopi mahanto ambarukkho nibbattitvā phalāni dadeyya, evametesaṃ rukkhānaṃ koṭi na paññāyati, evameva kho, mahārāja, idha jāto idheva marati, idha mato aññatra uppajjati, tahiṃ jāto tahiṃ yeva marati, tahiṃ mato aññatra uppajjati, evaṃ kho, mahārāja, saṃsāro hotī"ti. | “Suppose sire, some man, having eaten a ripe mango, should plant the stone and a large mango tree would grow from it and yield fruit; and that the man, having eaten a ripe mango from it too, should plant the stone and a large mango tree should grow from it too and yield fruit. In this way no end to those trees can be seen. Even so, sire, what is born here dies here; having died here it is reborn elsewhere; being reborn there, there it dies; having died there it is reborn elsewhere. Such, sire, is saṃsāra.” | – Например, государь, некто съел спелое манго, а косточку посадил; из нее вырастет большое манговое дерево, будет плодоносить; тогда тот человек опять съест спелое манго с этого дерева, а косточку посадит; из нее вырастет большое манговое дерево, и краю этим деревьям не видать. Вот так же, государь, некто здесь родился, здесь и умер; здесь умер – там родился, там и умер; там умер – в ином месте родился... Это и есть мирское кружение, государь. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena.” | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Saṃsārapañho navamo. | ||||
10. Cirakatasaraṇapañho Таблица Палийский оригинал |
||||
10.Rājā āha "bhante nāgasena, kena atītaṃ cirakataṃ saratī"ti? | King Milinda said: “Revered Nāgasena, by what does one remember what was done long ago in the past?" | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, чем существо запоминает прошлое, давно свершенное?» | ||
"Satiyā, mahārājā"ti. | “By mindfulness, sire.” | – Памятью, государь271. | ||
"Nanu, bhante nāgasena, cittena sarati no satiyā"ti? | “Revered Nāgasena, does not one remember by mind, not by mindfulness?" | – Да ведь мыслью запоминает, почтенный Нагасена, а не памятью. | ||
"Abhijānāsi nu, tvaṃ mahārāja, kiñcideva karaṇīyaṃ katvā pamuṭṭha"nti? | “Have you not, sire, had personal experience of some business you have done but have forgotten?" | – Ты ведь припоминаешь нечто, государь, что когда-то сделал, а потом забыл? | ||
"Āma bhante"ti. | “Yes, revered sir.” | – Да, почтенный. | ||
"Kiṃ nu kho, tvaṃ mahārāja, tasmiṃ samaye acittako ahosī"ti? | “But at that time, sire, were you without a mind?" | – Разве ты был в то время немыслящим? | ||
"Na hi, bhante, sati tasmiṃ samaye nāhosī"ti. | “No, revered sir. But there was no mindfulness at that time.” 66 | – Нет, почтенный, но памяти в то время у меня не было. | ||
"Atha kasmā, tvaṃ mahārāja, evamāha 'cittena sarati, no satiyā"'ti? | “Then how can you, sire, say that one remembers by mind, not by mindfulness?" | – Тогда почему ты говоришь, государь, будто запоминают мыслью, а не памятью? | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | “You are dexterous, revered Nāgasena.” | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Cirakatasaraṇapañho dasamo. | ||||
11. Abhijānantasatipañho Таблица Палийский оригинал |
||||
11.Rājā āha "bhante nāgasena, sabbā sati abhijānantī uppajjati, udāhu kaṭumikāva satī"ti? | The king said: ‘Does memory, Nāgasena, always arise subjectively, or is it stirred up by suggestion from outside?’ | Царь молвил: «Почтенный Нагасена, всегда ли память от понимания, или бывает и воспитанная272 память?» | ||
"Abhijānantīpi, mahārāja, kaṭumikāpi satī"ti. | ‘Both the one and the other.’ | – Бывает и от понимания память, бывает и воспитанная память, государь. | ||
"Evañhi kho, bhante nāgasena, sabbā sati abhijānantī, natthi kaṭumikā satī"ti? | ‘But does not that amount to all memory being subjective in origin, and never artificial?’ | – Все же, почтенный Нагасена, память всегда от понимания, нет воспитанной памяти. | ||
"Yadi natthi, mahārāja, kaṭumikā sati, natthi kiñci sippikānaṃ kammāyatanehi vā sippāyatanehi vā vijjāṭṭhānehi vā karaṇīyaṃ, niratthakā ācariyā, yasmā ca kho, mahārāja, atthi kaṭumikā sati, tasmā atthi kammāyatanehi vā sippāyatanehi vā vijjāṭṭhānehi vā karaṇīyaṃ, attho ca ācariyehī"ti. | ‘If, O king, there were no artificial (imparted) memory, then artisans would have no need of practice, or art, or schooling, and teachers would be useless. But the contrary is the case.’ | – Если нет воспитанной памяти, государь, то и ремесленникам в ремеслах, в умениях, знаниях делать нечего, и в учителях толку нет. Но поскольку воспитанная память есть-таки, то и ремесленникам в ремеслах, в умениях, в знаниях есть что делать, и в учителях толк есть. | ||
"Kallosi, bhante nāgasenā"ti. | ‘Very good, Nāgasena!’ | – Прекрасно, почтенный Нагасена. | ||
Abhijānantasatipañho ekādasamo. | ||||
Sativaggo chaṭṭho. | Шестая глава закончена. | |||
Imasmiṃ vagge ekādasa pañhā. |