Что нового | Оглавление | Поиск | Закладки | Словарь | Вход | EN / RU |
СН 47.12 Беседа в Наланде Палийский оригинал
пали | khantibalo - русский | Комментарии |
378.Ekaṃ samayaṃ bhagavā nālandāyaṃ viharati pāvārikambavane. | Однажды Благословенный проживал в Наланде, в манговой роще Паварики. |
Аналогичный фрагмент в ДН 16
https://tipitaka.theravada.su/node/table/1274
и ДН 28
https://tipitaka.theravada.su/node/table/1450 Все комментарии (1) |
Atha kho āyasmā sāriputto yena bhagavā tenupasaṅkami; upasaṅkamitvā bhagavantaṃ abhivādetvā ekamantaṃ nisīdi. | И тогда почтенный Сарипутта пришел к тому месту, где находился Благословенный, выразил ему почтение и сел в одной стороне от него. | |
Ekamantaṃ nisinno kho āyasmā sāriputto bhagavantaṃ etadavoca – "evaṃpasanno ahaṃ, bhante, bhagavati! | Сидя в одной стороне от него почтенный Сарипутта так сказал Благословенному: "Досточтимый, у меня есть такая убеждённость в Благословенном, | |
Na cāhu, na ca bhavissati, na cetarahi vijjati añño samaṇo vā brāhmaṇo vā bhagavatā bhiyyobhiññataro, yadidaṃ – sambodhiya"nti. | что ни в прошлом, ни сейчас, ни в будущем не будет ни одного отшельника или брахмана, кто превосходил бы Благословенного в возвышенном знании, а именно в постижении." | |
"Uḷārā kho tyāyaṃ, sāriputta, āsabhī vācā bhāsitā, ekaṃso gahito, sīhanādo nadito – 'evaṃpasanno ahaṃ, bhante, bhagavati! | "Возвышенная речь была сказана тобой голосом быка, о Сарипутта, сделано однозначное заключение, ты львиным рыком прорычал: "Досточтимый, у меня есть такая убеждённость в Благословенном, | |
Na cāhu, na ca bhavissati na cetarahi vijjati añño samaṇo vā brāhmaṇo vā bhagavatā bhiyyobhiññataro, yadidaṃ – sambodhiya"'nti. | что ни в прошлом, ни сейчас, ни в будущем не будет ни одного отшельника или брахмана, кто превосходил бы Благословенного в истинном знании, а именно в постижении." | |
"Kiṃ nu te, sāriputta, ye te ahesuṃ atītamaddhānaṃ arahanto sammāsambuddhā, sabbe te bhagavanto cetasā ceto paricca viditā – 'evaṃsīlā te bhagavanto ahesuṃ' iti vā, 'evaṃdhammā te bhagavanto ahesuṃ' iti vā, 'evaṃpaññā te bhagavanto ahesuṃ' iti vā, 'evaṃvihārino te bhagavanto ahesuṃ' iti vā, 'evaṃvimuttā te bhagavanto ahesuṃ' iti vā"ti? | Как это, Сарипутта? Те, кто в прошлом были достойными (арахантами), постигшими в совершенстве, разве ты познал, охватив своим умом умы этих благословенных: "Такова была нравственность этих благословенных, таковы качества, такова мудрость, таково пребывание, таково освобождение?". | |
"No hetaṃ, bhante"! | "Нет, досточтимый." | |
"Kiṃ pana te, sāriputta, ye te bhavissanti anāgatamaddhānaṃ arahanto sammāsambuddhā, sabbe te bhagavanto cetasā ceto paricca viditā – 'evaṃsīlā te bhagavanto bhavissanti' iti vā, 'evaṃdhammā te bhagavanto bhavissanti' iti vā, 'evaṃpaññā te bhagavanto bhavissanti' iti vā, 'evaṃvihārino te bhagavanto bhavissanti' iti vā, 'evaṃvimuttā te bhagavanto bhavissanti' iti vā"ti? | Но как это, Сарипутта? Те, кто в будущем будут достойными (арахантами), постигшими в совершенстве, разве ты познал, охватив своим умом умы этих благословенных: "Такова была нравственность этих благословенных, таковы качества, такова мудрость, таково пребывание, таково освобождение?" | |
"No hetaṃ, bhante". | "Нет, досточтимый." | |
"Kiṃ pana tyāhaṃ [kiṃ pana te (sī.)], sāriputta, etarahi, arahaṃ sammāsambuddho cetasā ceto paricca vidito – 'evaṃsīlo bhagavā' iti vā, 'evaṃdhammo bhagavā' iti vā, 'evaṃpañño bhagavā' iti vā, 'evaṃvihārī bhagavā' iti vā, 'evaṃvimutto bhagavā' iti vā"ti? | Но как это, Сарипутта? Я сейчас достойный (арахант), постигший в совершенстве - разве мой ум был охвачен и познан [тобой]: "Такова нравственность Благословенного, таковы качества, такова мудрость, таково пребывание, таково освобождение?" | |
"No hetaṃ, bhante". | "Нет, досточтимый." | |
"Ettha ca te, sāriputta, atītānāgatapaccuppannesu arahantesu sammāsambuddhesu cetopariyañāṇaṃ [cetopariyāyañāṇaṃ (bahūsu)] natthi. | "У тебя, Сарипутта, нет знания, охватывающего умы достойных (арахантов), постигших в совершенстве будд прошлого, будущего и настоящего. | |
Atha kiñcarahi tyāyaṃ, sāriputta, uḷārā āsabhī vācā bhāsitā, ekaṃso gahito, sīhanādo nadito – 'evaṃpasanno ahaṃ, bhante, bhagavati! | Тогда зачем ты говоришь величайшую речь голосом быка, делаешь однозначное заключение, рычишь львиным рыком: "Досточтимый, у меня есть такая убеждённость в Благословенном, | |
Na cāhu, na ca bhavissati, na cetarahi vijjati añño samaṇo vā brāhmaṇo vā bhagavatā' bhiyyobhiññataro, yadidaṃ – sambodhiya"nti? | что ни в прошлом, ни сейчас, ни в будущем не будет ни одного отшельника или брахмана, кто превосходил бы Благословенного в высшем знании, а именно в постижении."? | |
"Na kho me [na kho me taṃ (syā. kaṃ. ka.)], bhante, atītānāgatapaccuppannesu arahantesu sammāsambuddhesu cetopariyañāṇaṃ atthi, api ca me dhammanvayo vidito. | "Досточтимый, у меня нет знания, охватывающего умы достойных (арахантов), постигших в совершенстве будд прошлого, будущего и настоящего, но я знаю принцип Дхаммы. | |
Seyyathāpi, bhante, rañño paccantimaṃ nagaraṃ daḷhuddhāpaṃ [daḷhuddāpaṃ (sī. pī. ka.), daḷhaddhāpaṃ (syā. kaṃ.)] daḷhapākāratoraṇaṃ ekadvāraṃ. | Досточтимый, как если бы был приграничный королевский город с мощными укреплениями, крепкой окружной стеной и одними воротами, | |
Tatrassa dovāriko paṇḍito byatto medhāvī aññātānaṃ nivāretā ñātānaṃ pavesetā. | у которых стоял бы мудрый, опытный и умный привратник, не пускающий незнакомого и пропускающего знакомого. | |
So tassa nagarassa samantā anupariyāyapathaṃ anukkamamāno na passeyya pākārasandhiṃ vā pākāravivaraṃ vā, antamaso biḷāranikkhamanamattampi. | Обходя всю дорогу вокруг города он не видит в стыках стен ни одной щели, даже такой, где могла бы пробраться кошка. | |
Tassa evamassa – 'ye kho keci oḷārikā pāṇā imaṃ nagaraṃ pavisanti vā nikkhamanti vā, sabbe te imināva dvārena pavisanti vā nikkhamanti vā'ti. | Таким образом он пришел к выводу: "Какие бы ни были крупные живые существа, входящие или выходящие из города – все они входят и выходят через эти врата." | |
Evameva kho me, bhante, dhammanvayo vidito – 'yepi te, bhante, ahesuṃ atītamaddhānaṃ arahanto sammāsambuddhā, sabbe te bhagavanto pañca nīvaraṇe pahāya, cetaso upakkilese paññāya dubbalīkaraṇe, catūsu satipaṭṭhānesu suppatiṭṭhitacittā, satta bojjhaṅge yathābhūtaṃ bhāvetvā, anuttaraṃ sammāsambodhiṃ abhisambujjhiṃsu. | Таким же образом, о досточтимый, мною был понят принцип Дхаммы: "Какие бы ни были в прошлом достойные (араханты), постигшие в совершенстве, все те благословенные, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения в соответствии с действительностью, стали полностью постигшими посредством непревзойдённого совершенного постижения. |
какой интересный перевод dhammanvayo, в ДН 16 несколько разных https://tipitaka.theravada.su/comments/sentenceid/20450?return=node Все комментарии (1) |
Yepi te, bhante, bhavissanti anāgatamaddhānaṃ arahanto sammāsambuddhā, sabbe te bhagavanto pañca nīvaraṇe pahāya, cetaso upakkilese paññāya dubbalīkaraṇe, catūsu satipaṭṭhānesu suppatiṭṭhitacittā, satta bojjhaṅge yathābhūtaṃ bhāvetvā, anuttaraṃ sammāsambodhiṃ abhisambujjhissanti. | И какие бы ни были в будущем достойные, постигшие в совершенстве, все те благословенные, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения в соответствии с действительностью, станут полностью постигшими посредством непревзойдённого совершенного постижения. | |
Bhagavāpi, bhante, etarahi arahaṃ sammāsambuddho pañca nīvaraṇe pahāya, cetaso upakkilese paññāya dubbalīkaraṇe, catūsu satipaṭṭhānesu suppatiṭṭhitacitto, satta bojjhaṅge yathābhūtaṃ bhāvetvā, anuttaraṃ sammāsambodhiṃ abhisambuddho"'ti. | И сейчас Благословенный - достойный, постигший в совершенстве, устранив пять помех - загрязнений ума, ослабляющих мудрость, укрепив в своём уме четыре способа установления памятования, развив семь факторов постижения в соответствии с действительностью, стал полностью постигшим посредством непревзойдённого совершенного постижения." | |
"Sādhu sādhu, sāriputta! | "Хорошо, хорошо Сарипутта. | |
Tasmātiha tvaṃ, sāriputta, imaṃ dhammapariyāyaṃ abhikkhaṇaṃ bhāseyyāsi bhikkhūnaṃ bhikkhunīnaṃ upāsakānaṃ upāsikānaṃ. | Поэтому, Сарипутта, ты должен часто повторять это наставление по Дхамме монахам и монахиням, мирским последователям и мирским последовательницам. | |
Yesampi hi, sāriputta, moghapurisānaṃ bhavissati tathāgate kaṅkhā vā vimati vā, tesampimaṃ dhammapariyāyaṃ sutvā yā tathāgate kaṅkhā vā vimati vā sā pahīyissatī"ti. | Пусть даже у некоторых глупцов может возникать сомнение или неуверенность в отношении Татхагаты, когда они услышат эту Дхамму, их сомнение или неуверенность в отношении Татхагаты прекратится." | |
Dutiyaṃ. |