пали |
385."Tasmātiha te, gahapati, evaṃ sikkhitabbaṃ – 'na cakkhuṃ upādiyissāmi, na ca me cakkhunissitaṃ viññāṇaṃ bhavissatī'ti.
|
CST formatted |
"Tasmātiha te, gahapati, evaṃ sikkhitabbaṃ – 'na cakkhuṃ upādiyissāmi, na ca me cakkhu'nissitaṃ viññāṇaṃ bhavissatī'ti. |
khantibalo |
[Почтенный Сарипутта ответил:] "Раз так, домохозяин, вот как тебе следует обучаться: "Я не буду схватывать зрение, моё сознание не будет зависеть от зрения". |
Thanissaro bhikkhu |
[Ven. Sariputta:] "Then, householder, you should train yourself in this way: 'I won't cling to the eye; my consciousness will not be dependent on the eye.' |
Комментарий оставлен 30.03.2018 19:15
автором khantibalo
Фрагменты комментария и подкомментария, объясняющие в чём конкретно тут состоит практика:
1. Anāthapiṇḍikovādasuttavaṇṇanā
И тогда почтенный Сарипутта подумал: "это ощущение великого богача является предсмертным, его невозможно устранить, другие наставления бесполезны, я прочту наставление по Дхамме".
И сказал ему следующее: "Раз так...".
Здесь "раз так" означает, что раз зрение схвачено тремя хватками возникшее предсмертное ощущение устранить невозможно.
"Я не буду схватывать зрение" означает "зрение тремя хватками не буду схватывать".
"Моё сознание не будет зависеть от зрения" означает "и также моё сознание не будет зависеть от зрения".
"Материальное" - выше сказано про образы из "сфер чувств", здесь он так сказал, подразумевая всё материальное в мире страсти.
1. Anāthapiṇḍikovādasuttavaṇṇanā
"Тремя хватками" - хватками жажды, самомнения, взглядов.
"Устранить" - подавить.
"Зрение тремя хватками не буду схватывать" - этим он объясняет отслеживание изменчивости в зрении, являющееся способом противостоять хватке самомнения.
Ведь хватка самомнения теряет опору с помощью отслеживания изменчивости, хватка жажды теряет опору с помощью отслеживания страдания (неудовлетворённости), хватка взглядов теряет опору с помощью отслеживания безличности. И хватка называется грубой...
Комментарий оставлен 05.04.2018 19:26
автором khantibalo
ББ в комментарии к этому месту пишет: MA says that clinging to the eye takes place by way of desire and lust; consciousness is dependent on the eye by way of craving and views.
В комментарии хотя и говорится о трёх хватках, но такого объяснения не даётся, подкомментарий, как мы видим, даёт несколько другое объяснение.
объяснение схватывания в комментарии и подкомментарии мне ясно, а вот что в подкомментарии объяснено по поводу сознания - не очень.
И вообще о каком сознании речь - о той, что пятая совокупность? Т.е. по смыслу здесь нужно понимать как "зрительное сознание не будет зависеть от зрения"?
Комментарий оставлен 02.11.2020 15:02
автором khantibalo
Здесь везде "обучаться" поменять на "упражняться".